Пароход с громким именем «Петр I» имел длину около 30 саженей. Он шел с верхнего волжского плеса вниз. На борту имел до 300 пассажиров, из которых не менее 50 сели в Ярославле, направляясь в Нижний Новгород. Почему же «Петра I» можно сравнить с «Титаником»? На лайнере из 2200 пассажиров и членов экипажа погибли 1500 человек. С «Петра I» удалось спасти 125 человек: в обоих случаях уцелело менее половины. При этом «Титаник» после столкновения с айсбергом продержался на воде 2 часа 40 минут, а на Волге, как свидетельствуют документы, «через два часа от парохода уже торчала только часть обгорелой кормы».
Аварии и катастрофы у нас на реке случались не так уж редко. Ярославцы сначала встретили сообщение о гибели «Петра I» без особой тревоги. Видимо, потому, что дело происходило где-то далеко, с кем-то чужим. И вдруг на первой странице «Северного края» появилось сообщение в траурной рамке:
«Потомственная почетная гражданка Мария Ивановна Шапулина, при гибели парохода «Петр I» утонувшая, волею Божией скончалась, о чем извещаются ее родные и знакомые. Тело будет привезено в Ярославль для погребения. Панихиды будут совершаться в церкви св. Власия утром в 10 часов и вечером в 8 часов».
Теперь читатели ждали каждый очередной номер, чтобы узнать новости. Первый репортаж давал общую картину:
«Верстах в 9 от Нижнего близ берега в 6 часов утра сгорел дотла пароход «Петр I», шедший вниз по Волге. С приближением к городу на него хлынуло множество пассажиров с близлежащих пристаней – день был базарный. Пароход оказался перегруженным. И тут из-под наваленных в носовой части товаров показался густой дым, а за ним и пламя, моментально охватившее большую часть парохода, сделавшего попытку идти к берегу.
Вопли женщин и свистки парохода слились в отчаянный зов. Пароход почти уперся носом в берег, спасение было возможно только с кормы, а вся носовая часть пылала, да и на корме уже нельзя было стоять. Одна молодая женщина, когда ее кто-то вытащил на берег, воздела руки к небу, упала на колени и... тут же умерла».
Первые корреспонденции с места катастрофы поступали через редакции нижегородских газет. Но тут же «Северный край» стал печатать материалы с пометкой «От нашего корреспондента» – журналист немедленно отправился в Нижний. Страшные рассказы очевидцев записал он:
«...Отец бросился в воду вместе с двумя детьми. Быстрое течение и сильные волны не давали ему добраться до берега. Силы стали оставлять несчастного, он вынужден был, чтобы спасти одного ребенка, пожертвовать другим. На глазах несчастного исчез он под волнами.
...Двое, как говорят, муж и жена, растерянные, обезумевшие, прощались на палубе, охваченные пламенем, а затем бросились в воду. Спаслись ли они, неизвестно.
...Командир парохода г. Каратанов, уже 11 лет командующий судами на Волге, заболел – с ним нервное расстройство. Он ушел, вернее бросился, с парохода последним.
...Трогательное участие проявили ехавшие на подошедшем к месту катастрофы самолетском пароходе гимназистки-экскурсантки Екатеринодара по отношению к потерпевшим, взятым на их пароход. Девушке, воспитаннице одного из ярославских учебных заведений, гимназистки дали свое платье (она прыгнула в воду как была со сна – в одной рубашке), сопровождали до Нижнего Новгорода. Кроме того, ими были собраны 5 руб. 35 коп. в пользу пострадавших.
...Выброшенная кем-то из каюты 6-летняя девочка, подхваченная кем-то из державшихся на поверхности, была поднята на подошедший пароход «Димитрий». Она безудержно плакала и все звала маму. На расспросы отвечала лишь, что зовут ее Ниной».
Так что же произошло на «Петре I»? Такой вопрос задавался по всей Волге. Многие осуждали капитана: растерялся. Он же объяснял, что при возникновении пожара им было дано распоряжение пустить донку. Приказ выполнили, но шланги было невозможно достать из-под наваленного на палубе сверх всякой нормы груза. Спасательных же кругов имелось всего десяток-два, а лодка оказалась рассохшейся. Во всем чувствовалась хозяйская скупость.
Было назначено расследование, но никто не знал, сколько оно продлится. Общественное же мнение, как сообщали газеты приволжских городов, сделало такой вывод:
«Главная причина катастрофы не в том, что капитан растерялся. Главные виновники – заправилы компании, осуществляющей перевозки по Волге. На палубе лежал легковоспламеняющийся груз – пряжа. По правилам его необходимо накрыть брезентами и поставить вахтенного для наблюдения, чтобы около груза не курили.
Выполнению таких правил препятствуют приставленные компанией агенты. Это они командуют, словно хозяева парохода, грузя всем чем угодно, поскольку сами заинтересованы в проценте с грузов».
Работы по поиску тел погибших продолжались, но не слишком успешно. Погода выдалась ветреная, поднимавшая волны, место глубокое, где обычные способы помогали мало. Начальство наконец-то сообразило, что нужно вызвать водолазов. А пока что оповестило население расположенных ниже по Волге деревень и сел, чтобы внимательно наблюдали, не выкинет ли стихия свои жертвы на берег.
Стали публиковать списки найденных. Опознать утонувших чаще всего оказывалось некому, а документов почти ни у кого при себе не имелось – какие документы у человека, вскочившего с постели от крика «Горим!» в 6 часов утра.
Вот и дополнительный список, опубликованный после доставки на берег только что обнаруженных тел, давал слишком мало сведений. Начинался он с торговца, который и тут остался верен себе, сохраняя в первую очередь капиталы: «Николаев Петр Григорьев, купец, при нем 900 руб. денег».
Немногим содержательнее была и вторая строка сообщения: «Полетаева Александра Васильевна, 75 лет, потомственная почетная гражданка, и ее родственницы: племянницы Екатерина Ильинична 25 лет, Шапулина Мария, девица 32 лет, Соколова Анна 45 лет».
Именно это сработало – такую семью в Ярославле знали хорошо. Так появилось траурное сообщение в «Северном крае». А история с волжским «Титаником» вошла в летопись речного флота России.
Виктор ХРАПЧЕНКОВ.