Собственно говоря, законодательство и без того позволяло им не платить эти подати, однако, как часто бывает, практика применения, а также различного рода коллизии приводили к тому, что многие индивидуалы были вынуждены вносить эти налоги. Действовавший до 2003 года закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» устанавливал, что индивидуалы могут вместо уплаты стандартной совокупности налогов приобрести патент. Этот платеж заменял все остальные подати. Однако в ряде других актов такого рода исключений не содержалось. В частности, вступившая в силу в 2001 году вторая часть Налогового кодекса среди плательщиков НДС указала также и индивидуальных предпринимателей. Аналогичная ситуация сложилась и с дорожными фондами, а также с налогом с продаж. В итоге создавалось несколько параллельных систем налогообложения. В такой ситуации оказались 38 индивидуальных предпринимателей, которые и обратились в Конституционный суд. Они оспаривали п. 3 ст. 1 закона «Об упрощенной системе налогообложения», который освобождал купивших патент от уплаты налогов. Рассмотрев это дело, судьи пришли к выводу, что индивидуалы не должны выплачивать указанные налоги. При этом причиной сложившейся ситуации КС назвал несовершенство закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».