В. Г. Лучко живо отозвалась на репортаж из дома-музея М. Богдановича («Максим Книжник», 6.XII.2001). Ее отец Григорий Иванович Киселев был в предреволюционные годы известным в городе строи-тельным подрядчиком, в чис-ле прочего построил и нынешнее здание Волковского театра. «А жили мы, – вспоминает Валентина Григорьевна, – в доме 17 на Флотской улице, через дорогу от Богдановичей. Я помню папу Максима, Адама Егоровича. Он любил играть с нами, пяти-семилетней ребятней. Я сиживала у него на коленях и до сих пор помню пропитавший его, казалось, насквозь запах завзятого куряки».
В. Л. Смычкович, много лет проработавший на Ярославском моторном заводе, посетовал, что в прошлом году как-то незаметно промелькнули сразу две даты – 85 лет со дня рождения и 10 лет со дня смерти Иосифа Наумовича Берлина. Талантливый журналист, он долго редактировал газету моторного «Заводская жизнь», воспитал целую плеяду газетчиков, некоторые из которых работают в ярослав-ской печати до сих пор.
Нет, на заводе эти даты не пропустили, съездили на кладбище, помянули. Каждый, кто прошел школу Берлина, в том числе автор этих строк, хранит о нем светлую память, а между собой все мы считаем, что окончили «Берлинский университет».
Сразу целую серию писем вызвала статья Юрия Бородкина «Мы в долгу перед своими предками» (22.XI.2001). Предложение восстановить к 1000-летию Ярославля Успенский собор на Стрелке встречено читателями «Северного края» не просто благожелательно, а на высоком душевном подъеме.
А. И. Тарасов разразился стихами: «Стославно б ярославцам нам восстановить великий храм…...»
Бывший соловецкий юнга В. А. Буфетов начал со слов благодарности автору статьи: «Он первый подал свой голос в защиту Стрелки. У многих сегодня чешутся руки и велик соблазн занять этот «пустырь». Скажу прямо: ни Церетели, ни Шемякин, ни Эрнст Неизвестный не украсят нашу Стрелку. 1000 лет эта земля была духовным центром города, тут стоял православный храм, отсюда под звон его колоколов уходили ярославцы на защиту своего города и всей России. Враг жег, разрушал Успенский собор, но жители города всем миром восстанавливали его. Так должно быть и сейчас».
«Деньги не проблема, – считает В. А. Буфетов. – Должна быть воля и решимость отцов города, а ярославцы обязательно их поддержат – с благодарностью».
Н. Н. Земскова развивает ту же мысль: «Можно открыть специальный счет, на который все желающие могли бы перечислять деньги. Если храм будет восстановлен, ярославцы отдадут долг не только своим предкам, но и потомкам».
«Храм Успения Богородицы был подлинным волжским
маяком, – пишет В. М. Виноградский. – Стрелка – неотъемлемая часть не только Ярославля, но и всей России. Наш земляк, первый биограф скульптора Опекушина, краевед и историк А. И. Скребков, которого я знал, однажды проникновенно сказал про Стрелку: «Горнее место!» Горнее! А не отхожее для выгула собак и разнокалиберных забегаловок, как сейчас».
Письма о городе не лишены едкости. В редакцию по-прежнему приходят отклики на намерения властей начать проектирование и строительство «чего-то» на площади Волкова. Именно так выразились авторы коллективного послания вузовские преподаватели Л. Д. Ефремова, Л. Д. и Л. А. Цирковы, семья врачей Смирновых и многие другие. «Дискуссия о строительстве у Знаменской башни, на наш взгляд, должна закончиться единственным решением: никакого строительства в этом историческом месте!»
Возмущает людей и фактическое начало строительства подземной автостоянки на площади Труда без необходимых согласований. Старожилы вспоминают, что когда-то неподалеку был пруд, это место в народе называли «козьим болотом». «Пишем обо всем этом, чтобы руководство города и застройщики не тратили зря деньги. Разве мало печального опыта аварий в ленин-градском метро, когда и после замораживания болотистого грунта вода прорывалась.
Если так уж хочется улучшить город к его 1000-летию, так улучшите водо– и теплоснабжение, замените аварийные сети в городе, ликвидируйте пробоины на улицах и площадях, увеличьте количество внутригородского транспорта, наладьте, наконец, работу социального такси».
Кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии и краеведения ЯрГУ им. П. Г. Демидова Н. П. Рязанцев в последнее время много занимался историей органов охраны памятников в Ярославском крае, недавно у него вышла книга по этой проблематике «Спасти живую старину». По его данным, здание гостиницы Кокуева, примыкавшее к Знаменской башне и разобранное в 1980-х годах, в основном пострадало от той же ярославской беды. «В подвалах, как рассказывают очевидцы, постоянно находилась вода. Каждую ночь включали насосы, которые откачивали воду в канализацию. Утром насосы выключали, а к вечеру подвалы снова наполнялись водой. Мокли и разрушались стены, здание постоянно ремонтировали, подкрашивали и подмазывали, но проку от этого было мало».
Так стоит ли залезать под землю в центре Ярославля? – такой напрашивается вывод. Впрочем, сам Н. П. Рязанцев делает другое заключение, надо признать, довольно не-ожиданное: «Все эти дискуссии в прессе мне напоминают чем-то дискуссии конца 20-х – начала 30-х годов. Тогда ведь тоже не просто ломали храмы. Соблюдались при этом некие внешние приличия. Давали возможность высказаться представителям «общественности», потом представителям «трудящихся». Точки зрения оказывались диаметрально противоположными. А потом храмы ломали, исходя из
идеологических соображений.
Сейчас мы давно живем в обществе, где все решают деньги, порой очень большие. Кому-то приглянулся этот очень дорогой кусок земли в историческом центре Ярославля. Кому-то очень хочется делать на этой земле деньги, прикрываясь, естественно, словами об «общественном благе».
Выходит, что на мнение ярославцев мэрии наплевать. Что и говорить, мрачные подозрения. Как говорится, не к новому году будь сказано. Но мне лично ближе краткое резюме из письма В. М. Виноградского: «Северный край» делает святое дело, обращаясь к проблеме сохранения, сбережения доставшегося нам исторического богатства. Мало кого из ярославцев она оставляет равнодушными. Публикации различных мнений специа-листов, журналистов, просто жителей города – интереснейший материал. Спасибо».
Спасибо и вам, дорогие читатели. Скептики и оптимисты, фантазеры и прагматики, ученые мужи и дилетанты – мы рады письмам от всех вас всегда и в наступившем году тоже. До новых встреч!
Татьяна Егорова.