Скупка акций у мелких держателей – явление нормальное, но именно скупка, когда владелец волен продавать или не продавать, торговаться о цене. В данном случае, как нам сообщили акционеры, ни о каком договоре купли-продажи даже речи не велось. Просто они получили извещение о том, что «внеочередное общее собрание акционеров, состоявшееся 20 июля 2001 года, приняло решение о проведении консолидации акций». Далее, ссылаясь на положения Закона «Об акционерных обществах», авторы послания уведомляют акционеров, что общее собрание утвердило порядок выкупа получившихся в результате консолидации дробных акций. А совет директоров утвердил их рыночную стоимость. «Выкуп акций, – говорится в письме, – произведен путем открытия на ваше имя депозитного счета до востребования в отделении Сбербанка по адресу...»
«В общем, были мы акционерами, совладельцами бывшего своего комбината, а теперь мы для общества – ни-кто, – с возмущением сообщи-ла нам ветеран ЯПК Альбина Мельникова. – Лишили нас нашей собственности, не спросив, хотим ли мы с ней расставаться и по такой цене».
Объяснить действия совета директоров мы попросили генерального директора ОАО «ЯПК» господина Михаэля Печке – представителя нового хозяина контрольного пакета акций комбината немецкой фирмы «Бертельcманн». Он за-явил, что все сделано по зако-ну. В июне было очередное собрание акционеров, на котором принято решение о консолидации акций. Вместо 1 миллиона 315 акций по номи-нальной цене 1 рубль решено выпустить консолидированные – по одной акции на каждые 10 тысяч. Так делают в соответствии с законом, когда абсолютное большинство акций оказывается в руках немногих владельцев.
После собрания акционерам, которых на нем не было, разослали приглашения с предложением продать свои дробные акции, ставшие одной десятитысячной новой, или обменять их на новую. На это предложение откликнулись не все. У владельцев примерно 1,5 процента акций они оставались неконсолидированными. Тогда на внеочередном собрании и приняли решение о насильственном выкупе оставшихся дробных акций. Оказывается, такая, в духе большевистских, реквизиция предусмотрена пунктом 1 статьи 74 Закона «Об акционерных обществах». Там, в частности, написано:
«В случае образования при консолидации дробных акций, последние подлежат выкупу обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 77 настоящего федерального за-кона».
В общем, по форме все правильно, а по сути – издевательство над простыми акционерами, многие из которых всю жизнь проработали на этом предприятии.