Сергей ИВАНОВ, директор ЗАО «Пахма»:
– Читал я этот закон. Дурь несусветная! К гражданской войне он приведет. Я теперь должен бросить все дела и выделять каждому колхознику в натуре его пай. У нас это 3,7 га. Как сделать так, чтобы каждому понравился выделенный ему клочок и не передрались все между собой и со мной? Поделим, а дальше? Вся местная пьянь пойдет ко мне с требованием выкупать их участки или не сметь ничего с ними делать.
Владимир КРЕМИН, директор НИИ животноводства и кормопроизводства:
– Оборот земли, ее купля-продажа нужны. Но не сейчас! Необходимо провести еще большую подготовительную, в том числе и законодательную, работу. В этом законе не прописаны многие положения, которые действуют на Западе. Там никто не может купить сельскохозяйственную землю, если не имеет соответствующего образования. А у нас ни в одном из обсуждавшихся законопроектов ни слова об этом не было.
Валентин МАЛЫХИН, заместитель председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ярославской области:
– Здесь вообще не о чем говорить. Это не тот закон, без которого жить нельзя. Вот в Саратов-ской области сельскохозяйственная земля давно запущена в оборот. И что же? А никто ее не покупает, ведь автозаправки на ней строить запрещено. В принятом не так давно Земельном кодексе порядок смены собственника уже определен. Подарить, продать, завещать свой пай колхозник может уже сейчас. Так что все, что происходит вокруг нового закона, – не более чем политические игры.
Сергей ЗАМОРАЕВ, директор СХК «Туношна», лидер регионального отделения Крестьянской партии России:
– Мне без разницы, примут или не примут этот закон, он не изменит ничего в жизни села. Работать на земле все равно некому. Хоть банкир, хоть иностранец с миллионом долларов купят весь Пошехонский район. И что они с ним будут делать? Кто им все вспашет и засеет? Надо ставить вопрос о другом – о социальной защите крестьянства, о создании инфраструктуры села, об обеспечении хозяйств техникой.
Галина КРЯЖЕВА, исполнительный директор союза сельхозкооперативов Ярославской области:
– А почему нужно бояться продавать землю иностранцам? Они ведь ее в мешки не сложат и с собой не увезут. Наоборот, привезут новые технологии и технику, наконец, просто поселятся у нас и вдохнут новую жизнь в наши вымирающие деревни... Сейчас в них все больше выходцев с Кавказа и из Средней Азии, и мы к ним уже привыкли. А голландцы чем хуже?
Николай БИРУК, глава Гаврилов-Ямского муниципального округа:
– Не созрели мы для этого закона, рано его еще принимать. Государство не знает, как решить проблему, вот и собирается избавиться от нее самым простым путем – сбыть с рук.