Только что прихожане отметили 140-летие одного из служивших здесь священников отца Николая (Любомудрова). Недавно были обретены мощи этого известного исповедника православия, одного из российских новомучеников, в ХХ веке мужественно принявших смерть за веру. Журнал «Православная Русь» опубликовал житие уроженца пошехонской глубинки, воспитанника Ярославской духовной семинарии о. Николая Любомудрова.
Личностью был он незаурядной – подлинным духовным пастырем и просветителем. Как сказано в житии, его земной путь был осенен благоволением и молитвенной помощью великих угодников Божиих протоиерея Иоанна Кронштадтского и архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона, будущего Патриарха Всея Руси. По ходатайству земской управы отец Николай был награжден орденом Святой Анны III степени.
Известно, что настоятель Вознесенского храма в Лацком собрал одну из первых в губернии библиотек-читален для крестьян (100 рублей пожаловал на нее Иоанн Кронштадтский). Проходили там и народные чтения с «туманными картинками» – диапозитивы при помощи проекционного фонаря иллюстрировали жития святых, классику, литературу по агрономии и медицине. Чтецами бывали учителя местной школы, дети настоятеля (их у него было девять человек) и его супруга Софья Петровна, в девичестве Дьяконова.
К слову, в молодости она, дочь священника из села Печелки, учительствовала в той самой Аббакумцевской школе, что построена была на деньги поэта Некрасова и его друзей.
На десяти гектарах церковной земли семья отца Николая вела образцовое хозяйство – с яблоневым садом, пасекой. Сельхозтехника на конной тяге была выписана из Америки. Любомудровы давали пользоваться ею крестьянам, снабжали их высокосорт-ными семянами. Хозяйство, труд на земле давали этому большому семейству средства к существованию. Брать же с крестьян-бедняков деньги за требы батюшка считал безнравственным делом, был сторонником введения постоянного государственного жалованья для приходских священников...
Новая власть – местная
ячейка РКП(б) и комитет бедноты – объявили отца Николая врагом революции. Волисполком требовал отобрать у него землю, имущество и хлеб, якобы припрятанный в закромах. Осенью 1918 года, после объявления «красного террора», по губернии прокатилась волна крестьянских восстаний, одно из них захватило и село Лацкое.
Сохранились воспоминания очевидцев. По просьбе матерей, жен, сестер ополченцев, собравшихся на торговой площади, отец Николай отслужил молебен о спасении их душ. Комбедовцы же расценили это как призыв к борьбе против советской власти. В Лацкую и соседнюю волости прибыл карательный отряд красных латышских стрелков.
Близкие советовали отцу Николаю скрыться, односельчане предлагали убежище: «Батюшка, пойди в любую избу и будешь цел». Но тот отвечал, что не совершал никаких преступлений и потому ничего не боится.
Его расстреляли на капустном огороде на окраине села. Дом священника был разграблен. Волисполком распорядился похоронить настоятеля Вознесенского храма без всяких почестей. Прихожане, однако, рассудили по-иному. Погребение происходило ночью при свете факелов и тихом пении «Святый Боже». Могилу тайно вырыли возле алтаря деревянной кладбищенской Казан-ской церкви, ныне не сохранившейся.
Множество унижений пережила вдова расстрелянного священника. На пятый день после убийства, в канун годовщины Октябрьской революции, власти предписали ей вывесить красный флаг. Детей такое указание возмутило, но Софья Петровна успокоила их – дескать, терпеть надобно до конца. Сшила из кофты флаг и вывесила его.
Через год ярославские чекисты арестовали вдову священника. Два месяца продержали ее в тюрьме, пока обвинение в «агитации против советской власти» не было снято за отсутствием доказательств. Софья Петровна уехала к детям в Ленинград, там и умерла в 1951 году, в возрасте восьмидесяти семи лет.
Семья внука бережно хра-
нит дедовы реликвии. Среди них – предсмертная записка с такими словами: «Если буду казнен, то совершенно невинно... Готов ко всему. Молитесь о упокоении моей души».
Прежде столь многолюдный Вознесенский храм был сразу закрыт. Он долго пустовал, потом его заняли под колхозные склады. Только в 90-е годы он был взят под охрану государства. Маленькая община, конечно, не в силах привести в порядок церковь самостоятельно. Видимо, невелика надежда и на жителей Лацкого, большая часть которых пенсионеры.
Сам приход тем более гол как сокол. Нужны для начала пилы-топоры, строительные материалы. Ясно, что нуждается приход в благотворительной помощи деловых кругов. На поиски ее в эти дни отправился в очередной раз помощник настоятеля Алексей Погуляй.
В общине есть энергичная молодежь. Она-то и загорелась привести в порядок алтарную часть храма к приближающемуся престольному празднику – Дню Вознесения Господня.