Недавно исполнилось 140 лет со дня рождения знаменитого реформатора России Петра Столыпина. К этой дате в Саратове, где Петр Аркадьевич несколько лет работал губернатором, был открыт памятник. Но после саратовского губернаторства он стал главой российского правительства и приступил к реформированию всей империи от западных ее границ до самых восточных окраин. И во многом преуспел, вырастив на деревне кулаков и середняков и впервые разрешив в России широкую распродажу земли. Исходя из всероссийского масштаба деятельности реформатора, корреспонденты «Комсомольской правды» справедливо посчитали, что он достоин памятника и в сердце нашей Родины. С целью сбора народных средств на памятник они вышли на улицы первопрестольной. Но первым делом посетили Госдуму, ведь там трудятся сплошь одни нынешние реформаторы, близкие по роду деятельно-сти своему предшественнику. Однако горячие призывы скинуться на па-мятник Столыпину кто сколько может ничьего внимания не привлекли. Депутаты были заняты другими неотложными делами, в частности разрешить ли в стране ранние браки. Лишь несколько монеток полетело в коробку от одного пробегавшего мимо думца. Потерпев фиаско в Думе, корреспонденты поплелись в Александровский сад и сразу столкнулись с конкуренцией. Там шел сбор средств на борьбу со СПИДом. Антиспидовцев оказалось гораздо больше, а про Столыпина многие спрашивали, мол, кто это такой, чтобы ему жертвовать. За час, проведенный в Александровском саду, удача улыбнулась корреспондентам лишь несколько раз. Одна пожилая женщина молча опустила червонец. Молодняк же равнодушно разглядывал корреспондентские агитки, кое-кто крутил пальцем у виска, и все, кто не молчал, жаловались на маленькую стипендию и решительно отстранялись от протягиваемой к ним ксероксной коробки. Правда, расщедрился один бомж, промышлявший стеклотарой и пожертвовавший на благое дело пустую бутылку. Сказал, что катался в «столыпинских» вагонах и что придумал это средство перевозки зэков Столыпин по-умному. Зато у обменного пункта валюты на Тверской дело пошло веселее. «Как же, как же! Знаем, Столыпин – отец водородной бомбы!» – галдели мужики и щедро сыпали мелочь. А под окнами столичной мэрии корреспонденты наткнулись на пикет, в котором стояли преимущественно бабушки и дедушки. Над ними реял кумачовый стяг: «Нет – повышению квартплаты!» Собиратели пожертвований из «Комсомолки» сразу поняли, что делать им тут нечего. Не дожидаясь того, чтобы их миссия подверглась массовому освистыванию, они отправились восвояси в редакцию.
Там подсчитали итог. 42 рубля 18 копеек, не считая пустой бутылки, – вот и все, чего не пожалел московский народ на памятник великому реформатору.
* * *
Губернатор Красноярского края Александр Лебедь любит летом с удочкой над речкою сидеть, как певал когда-то популярный киногерой. Правда, в отличие от того киногероя Александр Иванович любит порыбачить во все времена года. В этом, конечно, нет ничего предосудительного. Губернатор, как и каждый гражданин страны, по Конституции имеет право на отдых. Но дело в том, что Александр Иванович не рыбачит где попадя, а летает с этой целью в несколько отдаленный от губерн-ского центра Енисейский район, богатый рыбными запасами, пи-
шет газета «Труд». Час полета на вертолете стоит 25 тысяч рублей. Дабы не обременять себя, а также приближенных чиновников такими расходами, использовалась проверенная временем схема. Рыбалочные перелеты оформлялись как специальные санитарные рейсы. В документах указывалось, что вертолеты перевозили тяжелобольных, назывались их фамилии и адреса. Но таких больных и страждущих, как показало расследование, начатое по инициативе Генпрокуратуры, на борту ни разу не было. Были только Лебедь, глава администрации Енисейского района Сидоркин и некоторые другие попутчики, которым было положено по штату варить уху. Обратными рейсами летели те же лица, а также выловленная рыба. Кстати, уголовное дело об этих полетах возбуждалось два года назад. В нем тогда Александр Иванович не фигурировал. За все полеты в 2000 – 2001 годах брался отвечать и оправдываться «райадминистратор» Сидоркин. Потом по указанию краевой прокуратуры дело прекратили. А недавно, как сказано выше, дело, в котором есть и фамилия Лебедя, возобновлено уже на федеральном уровне. Не исключено и появление других дел по разного рода фактам губернаторской биографии.
Понятно, что ни один губернатор не ездит на рыбалку или на охоту обычным рейсовым автобусом с тяжеленным рюкзаком за спиной. Но и способом своего красноярского коллеги (с подделкой документов), наверное, вряд ли кто пользуется.
Подготовил Александр МАКАРОВ.