В Ярославле на автовокзале пенсионерам-ветеранам дают посадочные талоны на автобусы в сторону Ростова и другие направления, в т. ч. и следующие до Борисоглебского. Тем самым строго выполняется Закон «О ветеранах». А вот водители борисоглебских автобусов, направляющихся в Ярославль, на остановках не пускают ветеранов в салон даже при наличии свободных мест. Конкретно 11 марта с. г. в 14 часов 40 минут в Семибратове остановился такой автобус марки ПАЗ с государственным номером В 273 АВ. Он был на треть свободен, но водитель в довольно грубой форме не разрешил посадку трем ветеранам, а на вопрос «почему?» не стал отвечать. Приехав в Ярославль следующим автобусом (шедшим из Ростова, к его водителю претензий нет), я обратился в диспетчерскую службу Ярославского автовокзала, и мне объяснили, что то был автобус Ростовского АТП и с претензиями надо обращаться именно туда.
Я не знаю адреса Ростовского АТП, поэтому через газету хочу обратить внимание директора предприятия на необходимость строгого соблюдения его водителями норм Закона «О ветеранах». А грубияна-водителя указанного автобуса прошу привлечь к дисциплинарной ответственности.
И. А. СЕМЕНЫЧЕВ,
ветеран труда.
г. Ярославль, ул. Труфанова. (Полный адрес в редакции).
Инструкция
сильнее закона
Наш комментарий. Если тот водитель действительно нагрубил старикам, то мы надеемся, что директор Ростовского АТП Владимир Викторович Фролов примет необходимые меры. Однако ситуация, описанная в письме, не исчерпывает всей полноты проблемы. Как разъяснили нам в службе пассажирских перевозок государственного учреждения «Яроблтранском», вполне может статься, что водитель совершенно пустого с виду автобуса просто не имел никакого права пускать в салон пассажиров – ни ветеранов-льготников, ни тех, кто обязан и готов платить за проезд сполна.
Существует деление автобусных маршрутов на город-ские, пригородные, междугородные, межобластные и т. д. с весьма существенными различиями в правилах перевозки пассажиров для каждого из классов. В нашем случае маршрут Ростов – Ярославль является пригородным, а Борисо-глебский – Ярославль – между-городным. В пригородный автобус пассажирам дозволено набиваться как сельдям в бочку, а если водитель междугородного из простого человеческого сострадания возьмет в салон хотя бы одного человека сверх количества сидячих мест, то будет сурово наказан. Такова всесильная ведомственная инструкция. И она действует, несмотря на то, что оба названных маршрута проходят по напряженнейшей москов-ской трассе (как не посочувствовать подвергающимся ежедневному риску пассажирам ростовских автобусов), на то, что пригородный автобус связывает областной центр с довольно крупным городом, а междугородный – с небольшим поселком. Главным критерием определения класса маршрута является преодолеваемое им расстояние и больше ничего.
Скорее всего, именно поэтому водитель борисоглебского автобуса и не посадил ветеранов в Семибратове. Это было бы прямым нарушением инструкции без малейшего вознаграждения за риск. Ведь деньги с тех «сверхнормативных», кто платит за проезд, это прямой доход «родному» АТП, а значит, и зарплата того, кто их привез. Этими же деньгами в случае чего можно поделиться с контролерами, заметившими нарушение. Наконец, их можно просто прикарманить (дело-то житей-ское)... Вот если бы старики заплатили, их, возможно, и подвезли бы.
Так благодаря ведомственной инструкции не может быть сполна реализован общегосударственный закон. Абсурд. Но далеко не единственный в нашей стране.