Напомним то, о чем наша газета писала в разгар реставрации.
Князь Аникита Иванович Репнин, будущий фельдмаршал, получил село Великое в подарок от Петра I в награду за победу над шведами под Полтавой. Село тогда стояло на московской дороге, и князь начал обустраивать его с размахом. Первое, что он сделал, – построил в 1712 году на свои деньги огромную церковь Рождества Богородицы – высота четверика ее тринадцать метров, такого нет и в Ярославле. Она положила начало всему архитектурному ансамблю: позже по заказу внука Аникиты были построены еще одна церковь, часовенки, высоченная колокольня. И все это было обнесено монументальной, затейливо придуманной оградой.
Особенно примечательна более чем 40-метровая колокольня: на одной из ее сторон было прорублено символическое «окно в Европу», а установленные на ней часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.
В 1812 году под сводами и у стен великосельского ансамбля останавливались русские отряды, шедшие к Москве в армию Кутузова. Впрочем, славная история ансамбля не спасла его от горькой участи всех церковных сооружений. В конце 1980-х годов, когда сюда пришли ярославские реставраторы во главе с В. Д. Шаульским и С. Н. Столяровой, он превратился почти в руины.
Были выделены средства, начались обмеры, исследования. Сложный метрологический анализ, изучение пропорций, проведенные многочисленными, в том числе авторскими, способами, помогли воссоздать храм таким, каким его построил герой Полтавы.
Об уровне проведенных работ можно судить по тому, что оба автора блестяще защитили на эту тему диплом в Московской академии реставрации, а Светлана Столярова была направлена на трехмесячную стажировку в Италию. Здесь на острове Сан-Сервало около Венеции, где находится Европейский центр подготовки реставраторов, она прочла свой доклад о восстановлении великолесельского ансамбля и получила сертификат реставратора международного класса.
И в самом деле, ансамбль возрождался на глазах. Центральный храм ансамбля – Рождества Богородицы – был выведен из аварийного состояния, и на нем восстановлено пятиглавие (на снимке). Заменена на новую вся кровля. Укреплен цоколь. Переложен свод в алтаре. Заново сделана вся чердачная стропильная система. Частично расчищена настенная живопись...
Работы осложнялись огромными размерами храма – он был задуман сподвижником Петра без излишней скромности по меркам московских кремлевских соборов. Диаметр барабана, поддерживающего центральный купол, например, – пять с половиной метров.
В селе Великом работала мощная техника, был сформирован специальный участок мастеров. Удалось вывести из аварийного состояния и другой храм. Помогали местные жители, кто-то принес старую фотографию – методом реконструкции по фотоперспективе по ней удалось уточнить утраченные пропорции.
В 1995 году финансирование прекратилось. Вскоре был ликвидирован гаврилов-ям-ский реставрационный участок, который здесь работал, и ансамбль – памятник Полтавской битвы опять был отдан на откуп дождю и снегу, ветрам и лихим набегам подростков. Разрушение пошло снова. В заново уложенной кровле засветились дыры. Видел бы фельдмаршал Репнин...
Пленум Ярославского отделения ВООПИиК поддержал идею завершения реставрации. На имя губернатора о том же поступило письмо за
подписью ярославских профессоров и деятелей культуры.