В числе ее организаторов – акционерный коммерческий банк «Югра», Российский клуб банковских аналитиков, Европейский трастовый банк, независимое рейтинговое агентство «РусРейтинг», ассоциация региональных банков «Россия». Чтобы показать проблему корпоративного управления с точки зрения человека, который задает стиль работы организации, мы попросили ответить на наши вопросы директора ярославского филиала банка «Югра» Геннадия Голубева.
– Геннадий Алексеевич, насколько важны для России проблемы качества управления бизнес-структурами и информационной открытости в банках и акционерных обществах?
– В последнее время один за другим на свет появляются документы, стандартизирующие подходы к корпоративному управлению как на российском, так и на международном уровне. В июле 2001 года Центральный банк России опубликовал перевод рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору от 1999 года по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях. А для акционерных обществ недавно подобный документ разработала Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ.
Следование этим нормам должно способствовать укреплению доверия инвесторов и контрагентов к компании. В них должны быть четко прописаны правила взаимоотношений менеджмента и акционеров, оговорены стандартные подходы к раскрытию информации о банке и акционерном обществе для всех, с кем компания работает.
Многие из таких норм, безусловно, интересны для рынка и необходимы для российских предприятий. В США и Европе подобные вопросы регулируются кодексами корпоративного управления. В нашей стране они только создаются. Эта конференция как раз и собирается для выработки рекомендаций по содержанию и практическому применению подобных документов в российских банках и акционерных обществах.
– А банк «Югра» сам поддерживает политику информационной открытости?
– Мы уже живем в этом поле. Нам нечего скрывать, нам есть чем гордиться. Все клиенты и контрагенты банка имеют возможность ознакомиться с отчетностью банка как в наших офисах, так и на интернет-страничке. Кроме того, банк является членом клуба банковских аналитиков, который создавался с целью взаимного информационного обмена и в который регулярно высылается отчетность банка.
Сегодня мы буквально падаем от работы: так велики ее объемы, так много идет к нам клиентов. Нам негде посадить новых сотрудников. Те площади, на которых мы находимся, уже малы. Это показатель. Рынок все расставляет на свои места. По ряду позиций мы занимаем второе и третье места среди десяти ярославских банков и двадцати девяти филиалов. Я думаю, что выбранные нами стратегия и тактика отвечают задачам сегодняшнего дня.
– Как вы считаете, насколько население верит «Югре»?
– В нашем филиале у юридических лиц более 2700 счетов, а у граждан – более 30 тысяч. Только пластиковых карточек нами выпущено более 27 тысяч. Действуют десятки проектов по выплате зарплаты работникам предприятий. Наши карточки позволяют покупать товары более чем в 170 магазинах. Сейчас мы активно продвигаем пластиковые карточки в Рыбинске, открыли там более 30 терминалов для этого. Ведутся переговоры о реализации в этом городе нескольких зар-платных проектов.
– Вы принимаете от населения на хранение драгоценности и иные ценные вещи. Насколько востребована эта услуга: стоит очередь или есть незаполненные ячейки?
– К этому бизнесу мы относимся осторожно. Прежде чем предоставить ячейку, мы внимательно изучаем потенциального клиента. Ведь за клиентом остается право не сообщать банку, что он положил в арендованную ячейку. А за банком остается право избирательно подойти к выбору клиентов. Это наши клиенты, очереди нет, но ячейки всегда заполнены.
– Почему тема корпоративного управления стала актуальной именно сейчас, а не пять лет назад?
– Наша страна переходит на цивилизованные рыночные рельсы развития экономики. Банки в этом процессе играют далеко не последнюю роль. И особенно она должна усилиться сейчас, когда сошла пена, которая была в финансово-кредитной сфере. Конференция по совершенствованию корпоративного управления в банках проводится впервые не только в Ярославской области, но и во всей стране. В советское время я, как банкир, мог куда-то позвонить, например сво-ему коллеге в другой банк, посоветоваться. А сейчас директор банка попадает в очень интересное информационное поле. Эта конференция позволит профессионалам банков-ского дела высказаться, выслу-шать других, откорректировать свое дальнейшее поведение.
Ведь самое главное для нас – завоевать доверие людей, чтобы они вытащили деньги из чулок и принесли в банк. Сбережения, которые сделали граждане, должны работать на экономику России. А ведь в чулках у населения находятся три-четыре бюджета страны. Мы должны создать условия для инвестирования этих денег в экономику, и государство должно поддержать нас.
– А готов ли бизнес к работе по западным стандартам, к открытости?
– Я на первое место ставлю человеческий фактор. Мы почему-то его все игнорируем. Какие бы законы ни издавали, какие бы конференции ни проводили, как бы себя ни рекламировали, не надо забывать о человеческом факторе. Мне, как директору, очень приятно, что та команда, в которой я работаю, адекватна задачам сегодняшнего дня. Я верю в профессиональное чутье и в силу команды, в умение выслушивать и принимать чужое мнение, не ставить своих подчиненных ниже себя в интеллектуальном плане, гордиться тем коллективом, в котором работаешь.
Мне нравится корпоративность духа в управлении. По душе японские принципы. Я полагаю, что один человек, какой бы он умный ни был, ничего не сделает. Элемент доверия должен быть обязательно на первом месте. Я не смогу работать с человеком, если я ему не доверяю. У нас банк называется семейным банком, я за то, чтобы в банке работали семьями. Наши сотрудники между собой женятся и из загса едут не домой, а в банк.
В идеале нужно разрушить порог недоверия между банками. Да, мы конкуренты, но это бизнес, экономика всегда предполагает конкуренцию. Мы работаем на едином поле, и надо быть лояльным ко всем своим коллегам. Все участники банковского бизнеса находятся в одной лодке. Если люди, вкладчики и клиенты, будут доверять банкам, то в выигрыше окажутся все участники рынка.
– А вы как стали банкиром?
– Я профессиональный банкир. Закончил Ярославское военное финансовое училище, затем в 1976 году – Московский финансовый институт и с того времени работаю в банковской сфере. Сначала в военно-полевых банках, а с 1993 года в коммерческих банках – в «Индустрии-сервисе», в «Югре». Я подполковник запаса, прослужил в армии 26 лет. У нас здесь «полувоенная организация» – ценятся уважение старших, субординация. Из мужчин, сотрудников банка, львиная доля – офицеры запаса, выпускники финансовых училищ. Когда я был назначен директором филиала банка «Индуст-рия-сервис» в 1994 году, то, формируя команду, сделал акцент на офицеров. Они меня не подвели. Я благодарен Богу, что прошел военную школу, что эти офицеры мне поверили, а я поверил в них. Мы видим результат. Хочу, чтобы этот дух корпоративности, дух веры друг в друга, дух веры в команду, в плечо друга был всегда. Как картина пишется мазками, так и управление. Мне не нужно десять одинаковых Голубевых, Сидоровых, Петровых, мне нужен один Голубев, один Сидоров, один Петров.
– Полувоенная организация означает высокую исполнительскую дисциплину...
– Мы можем обсуждать те или иные вопросы, но когда решения приняты, они четко исполняются. У каждого сотрудника есть возможность для корректировки, у него есть право открыто сказать, почему этот приказ не может быть исполнен.
– Что значит для вас честь банкира? Говорят, что, когда закрывался филиал банка «Индустрия-сервис», которым вы руководили, все вкладчики получили свои деньги?
– Деньги развозили по квартирам. Бывало, что и в 10 – 11 часов вечера. Звонок в дверь. «Кто там?» – «Сотрудник банка привез ваши вклады». Некоторые люди боялись открывать дверь, не веря в то, что им вернут деньги. Мы все сделали правильно, и это была та стартовая точка, которая на нас сработала. Человек, пришедший в банк, пятнадцать, двадцать лет назад, воспитан работать честно. В советское время мы не получали высокую зарплату, но у нас были высокая марка чести, высокие требования к самому себе.
Для банкира важна порядочность во всех отношениях. Можно не быть «слишком умным», но работник банка должен быть порядочен, честен до конца, искренен в отношениях с клиентом, своими коллегами по работе... Все должно строиться на уважении. Самое страшное, когда говорят, что все банкиры – жулики. Меня, как человека, отдавшего банковской деятельности несколько десятков лет, такое отношение всегда оскорбляло.
– Как вы вообще отдыхаете от работы? До последнего времени вас видели на всех театральных премьерах...
– Последние три-четыре года я почти никуда не хожу. Бываю только в камерном театре, но редко. Сказывается занятость бизнесом. Я действительно люблю классику. И театр, и музыку. Дома богатая библиотека, около 7 тысяч томов. Увлекаюсь философией, спортом. На одном из первых мест у меня семья: жена, двое детей, уже два внука.
Я играю в волейбольной команде банка. Велотренажеры, бег, йога. Я не был бы такой бодренький, если бы не йога. Не пью ни капли спиртного, и без теоретических и практических занятий йогой пережить все передряги было бы тяжело. У нас спорт вообще в банке приветствуется. Мы провели уже два волейбольных турнира между банками. В команде я просто рядовой игрок. Но, конечно, когда нужно, беру на себя роль третейского судьи.
– Какой философией увлекаетесь?
– Прикладной, которая помогает и управлять, и жить, помогает выстоять. Работа для меня – это радость. Но признаюсь, что человеческого во мне больше, чем банкирского. Я очень открытый человек.
– А почему на вашем столе лежит Библия?
– Она не для меня, а для клиента, который заранее к тебе настороженно относится. Я ему говорю: «Библия заставляет меня быть открытым, я перед вами открыт, будьте и вы открытыми». Смотришь, сомнения уходят, появляется человеческий контакт.
Беседовал