Принцип работы зоны был достаточно стандартен – любая компания или фирма России могла зарегистрироваться в Угличе, платить ежегодный сбор и за это освобождалась от всех местных, региональных и федеральных налогов, зачисляемых в районный бюджет. Сумма взноса (400 или 800 ЭКЮ) зависела от оборота организации. В городе появилось агентство развития и инвестиций «Золотое кольцо», которое регистрировало фирмы.
За четыре года работы зоны в местный бюджет поступило 103 миллиона рублей. Деньги фирмы перечисляли во внебюджетный фонд, который управлялся главой округа.
Вокруг зоны было сломано немало копий. По инициативам прокуратуры и налоговых органов в положение о территории льготного налогообложения более 20 раз вносили изменения и поправки, чтобы привести их в соответствие с действующим законодательством.
Теперь, когда Налоговый и Бюджетный кодексы ввели ограничения для существования подобных зон, эта форма работы с фирмами и компаниями стала неэффективной. И местные власти ее отменили. Но это не значит, что прекратятся все претензии налоговой полиции к фирмам, которые, по мнению налоговиков, укрывались от уплаты налогов, регистрируясь в этой «оффшорной зоне».
На учете в Угличе состояло около 1200 фирм. Половина из них реально работала в Москве. Здесь были и компании, связанные с крупнейшими налогоплательщиками России – Мурманским морским портом, ГАЗом, Новолипецким металлургическим комбинатом. По данным налоговой полиции, около 300 фирм, зарегистрированных в Угличской зоне, вообще не сдавали балансы в налоговые органы, еще 200 сообщали, что за год не получили никакой прибыли, хотя по их банковским счетам проходили огромные денежные средства. После проверки выяснилось, что около 90 фирм было зарегистрировано по утраченным паспортам.
Известно, что в подобных «оффшорных зонах» часто регистрируются фирмы-однодневки, которые предприимчивые люди используют для ухода от уплаты налогов, либо выведения капиталов за границу. Угличская территория льготного налогообложения не стала исключением. Полицейские возбудили около 37 уголовных дел в отношении фирм за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. К примеру, за два года фирмы, зарегистрированные в «оффшорной зоне», показали в налоговых инспекциях 26 млн. рублей оборота денег, хотя по их банковским счетам, по словам налоговых полицейских, прошло более 2,5 млрд. рублей. Но, как признают сами полицейские, эти дела «темные» – учредителей фирм практически не найти.
Налоговики считают, что всего из России с помощью фирм, зарегистрированных в этой зоне, было выведено до 100 млн. долларов. Так, например, в 1999 году компания, заключив контракт на поставку метеооборудования, которое так и не поступило в страну, «увела» за рубеж через сеть банков около 22 млн. долларов.
Но с ликвидацией территории льготного налогообложения Углич не потерял привлекательности для предпринимателей. С нового года там начал действовать другой принцип льготного налогообложения компаний и фирм – предоставление субвенций из местного бюд-жета. Его суть нам объяснили в мест-ной администрации. Если пред-приятие ранее было зарегистрировано в «оффшорной зоне» или регистрируется в Угличе вновь, то оно платит все налоги в местный бюджет, а ему возвращают 80 процентов налога на прибыль за минусом 10 тысяч рублей. Если же оно будет работать без регистрации в зоне, то ему возвратят из бюджета только 80 процентов от увеличения платежей налога на прибыль по сравнению с прошлым годом. Аналогичная схема действует и для фирм, работающих на упрощенной системе налогообложения, только в части единого налога на вмененный доход.
Так что экономические преобразования в Угличе продолжаются.