Его преступная "деятельность" началась с кражи. Ковтун стоял на стреме, пока два подельника похищали вещи из квартиры на Верхней улице в Ярославле. После этого он мог не экономить на выпивках.
Во время пьянки в соседней с обворованной квартире Ковтун понял, что один из собутыльников может сообщить о краже в милицию. Когда они уснули, Александр убил обоих. Около двадцати ударов ножом и гвоздодером нанес он жертвам, проснувшимся от нестерпимой боли. Когда они затихли, садист хозяйственным ножом выколол одному из них глаза. Затем поджег квартиру.
Еще одно убийство Ковтун совершил на Индустриальной улице. Здесь он задушил жертву руками и похитил золотые украшения и вещи.
На этом "подвиги" отморозка не прекратились. С родным братом Сергеем у клуба "Гигант" он жестоко избил ногами человека, сделавшего им замечание.
Когда Ковтуна задержали, он написал явку с повинной. Но после консультаций сокамерников и адвоката отказался давать показания.
Сотрудники уголовного розыска Фрунзенского РОВД В. Семененко и А. Хощенко, следователь по особо важным делам областной прокуратуры В. Кабешов с помощью свидетелей и косвенных доказательств сумели установить истину. Суд вынес справедливый приговор.
Однако родственники Ковтуна с помощью адвокатов бились до последнего, оспаривая доводы следствия. Верховный суд России поставил точку в этом деле. Молодого следователя Владимира Кабешова долго не оставляла мысль, как человек из хорошей семьи, учащийся престижного профучилища мог так расправляться с жертвами. Был сделан запрос на Украину, где когда-то учился Ковтун. Оказалось, он уже судим за хулиганство (судимость по истечении срока погашена). Еще в школе он систематически избивал двух одноклассников, а затем заставлял их вылизывать языком свои ботинки. Этот материал был приобщен к делу, как и две судебные комплексные психолого-психиатрические экспертизы. В них говорится о нетерпимости, потворствовании своим влечениям, пренебрежительном отношении к нормам и правилам поведения, лживости и неискренности Ковтуна.