Известный разве что правоохранительным органам, этот «деятель» еще в 1995 году, когда начался первый виток борьбы с контрафактной продукцией, стал бороться с торговцами левой продукции от лица «Российской фонографической ассоциации» (РФА). Получив в столице генеральную доверенность, он именовался региональным представителем этой организации и действовал «в соответствии с духом и буквой закона об авторском праве».
Вскоре, после первых рейдов с милицией, фамилия Нестеренко замелькала на газетных страницах. Владельцы фирм по продаже аудио- и видеопродукции чувствовали слабость в коленках при одном его появлении.
Он действительно был наделен широкими полномочиями: от ведения дел во всех судах и заключения сделок до сбора вознаграждений с пользователей за исполнение фонограмм. Последнее Нестеренко усвоил наиболее четко. И обратил права негосударственной некоммерческой организации в свою пользу.
Мошенник разработал макет бланков «лицензии» и «сертификатов соответствия», используя для этого логотип РФА. Появились и красные корочки с надписью «Отдел профилактики правонарушений. Российская Федерация».
Ярославские торговцы аудио- и видеокассетами толпой повалили закупать липовые лицензии и сертификаты. А Нестеренко вошел в раж. Непокорных штрафовал, согласных – «консультировал» за определенную мзду.
В столичной ассоциации стали подозревать неладное. А тут на махинации Нестеренко обратил внимание отдел борьбы с экономическими преступлениями (ОБЭП), возбудили уголовное дело. Началось следствие. И выяснилось, что проходимец не имел даже расчетного счета, не говоря о ведении бухгалтерии. Не было у него и офиса, им служил багажник автомашины Нестеренко. Ни копейки не перечислено на счет РФА.
Кировский районный суд приговорил Нестеренко к трем годам лишения свободы условно. А вскоре он был амнистирован. Солидные суммы, полученные Александром от тридцати пяти «кинутых» предпринимателей, остались у него.
Все это придало мошеннику новые силы. Еще не будучи амнистированным, Нестеренко создает... свое «Русское общество авторских и смежных прав», регистрирует его. Изготовлены печать и новое удостоверение отдела профилактики правонарушений Российской Федерации. Областной координатор чужих карманов отправляется в столицу, где запасается доверенностями на право представления в области интересов ЗАО «Викинг-Видео», «Премьер-фильм», «ОРТ-Видео» и других.
На персональном компьютере разрабатывает тексты бланков «заявлений в правоохранительные органы о нарушении данной торговой точкой правил торговли». Ставит предпринимателей в известность о якобы скорой проверке милицией. Предлагает правовую защиту и помощь, если кассеты будут изъяты. Все это – за наличку. Приобретает кассовые ордера, заполняя их при получении мзды.
Девятерых предпринимателей, начиная с 1998 года, «раскрутил» Нестеренко. Угличане Владимир Кочнев и Михаил Гордин, рыбинец Александр Кабанов приезжали на Кооперативную улицу, где якобы располагался «офис», а на деле квартира мошенника. Первые двое отвалили по 750 тысяч неденоминированных рублей, Кабанов – пять с половиной тысяч за «сертификат» с красивыми вензелями и «предотвращение проверок милицией». Александр Лямин приобрел за 500 рублей сертификат и ежемесячно делал взносы. Уплатив Нестеренко восемь тысяч, не избежал проверки. Проходимец, получил еще пять тысяч, обещая «уладить» дело...
Не избежал визитов «регионального представителя» и известный ярославский предприниматель Владимир Казанский. Весной 1999 года в магазине «Кооператор» милиция изъяла у него часть продукции. В акции участвовал Нестеренко. Спустя некоторое время он пришел в офис Казанского на проспекте Октября и предложил делать взносы за оплату правовых услуг. Казанский отказал. Состоялась новая проверка. Нестеренко появился вновь и заявил, что за контрафакт «ОРТ» и «Премьер-фильм» предъявят иск. Но он, Нестеренко, может помочь. Пришлось предпринимателю раскошелиться...
Не исключено, что, отсидев по последнему приговору, Нестеренко не бросит прибыльное ремесло. Как говорят специалисты УВД, преступники никогда не меняют свой профиль. Тем более что закон наш к ним гуманен, а судьи милосердны. Пошли навстречу мошеннику и потерпевшие, отказавшиеся от исков.