«Всяко-разно – это незаразно, всяко-разно...» – напевала я привязавшийся бессмысленный мотив, ибо рассудок мой изнемогал, но молча гибнуть я не собиралась. В столь смятенное состояние духа меня поверг вернисаж, проведенный Обществом Читателей Письма (ОЧП) в центре современного искусства «Арс-Форум». Задуманное представителями маргинального искусства действо называлось «Опыты присутствия, чтения и передачи» и представляло собой некий творческий отчет о проделанной «очепистами» за 12 лет работе. В свою очередь все это, вместе взятое, посвящалось десятилетию виртуальной галереи «ПОСТ».
На стенах выставочного зала в превеликом множестве были развешаны плохие ксерокопии газетных статей, в коих говорилось о жизни и непростом творческом пути одного из лидеров Общества Геннадия Ершова. Видеозапись с весьма искаженным звуком демонстрировала музыкальные способности той же персоны. Сам Ершов разгуливал по залу с кинокамерой, тщательно снимая все происходящее.
Да, чуть не забыла: весь экспозиционный зал был перегорожен шторами из скрепленных между собой огромных фотографий, на которых хоть и смутно, но все-таки читались запечатленные образы Ершова со товарищи. Дополняли видеоряд компьютер, проектор, магнитофон. Каждый из них по очереди ломался, и действо вынужденно прерывалось на устранение технических поломок.
Все вместе это сомнительное «великолепие» должно было убедить собравшихся в следующем (цитирую пресс-релиз Общества): «В представленной экспозиции отражен целый спектр разработок ОЧП в области чтения как классических – аутентичное считывание рукописных оригиналов, так и новое чтение в современном пространстве – путем уникальных методов перехвата и детектирования информационных потоков... Согласно доктрине ОЧП, пребывание в паразитарных энергетических полях вызывает полностью зашлакованное сознание усложненными паразитарными формами. Существующие устойчивые информационные связи в большинстве своем не обеспечивают корреляции с реальностью, что является основной причиной, определяющей динамику общественного сознания».
Короче, для непродвинутых поясняю: это самое Общество призвано научить человечество, то есть нас с вами, заново читать, «не зашлаковываясь информационными паразитарными формами». Каким образом, мне, рядовому читателю, так и осталось непонятно.
Безусловно, любая культура жизнеспособна, если у нее находятся поклонники и последователи. Но этот проект имеет право на жизнь лишь в идеальном техническом исполнении, ибо простой демонстрацией возможностей компьютера сейчас уже никого не удивишь. Скандал ради скандала мог быть интересен лет 10 назад, а сегодня это уже неактуально. Отметив десятилетие, виртуальная галерея «ПОСТ», по моему мнению, поставила этим проектом жирную точку на своем существовании в культурной эстетике Ярославля.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.