Но не каждый может позволить себе такое дорогое удовольствие. Давным-давно открыли наши спортсмены-любители собственные «высотки». Одна из них – Марфина гора под Тутаевом. Своими руками на собственные деньги оборудовали на ней подъемник, проложили спуск, построили дом, где можно было переодеться перед выходом на трассу. Но лихие люди и бомжи разворовали все.
Идея создания первой профессиональной трассы возникла у руководителя строительной фирмы «Экстрем» Андрея Смирнова. Заядлый горнолыжник, он с товарищами объехал все «горки» вблизи Ярославля. И остановился там, где прошло его собственное детство, – в Карабихе.
Партизанскую, или Лысую, как ее теперь называют, гору знают все, кто когда-либо отдыхал в пионерлагере имени С. Орджоникидзе. Но лагерь продан, а у подножия горы вырос дачный кооператив. Только местная карабихская детвора в снежные зимы, как и прежде, катается здесь на санках и лыжах. Не горных, конечно, спорт этот –для людей состоятельных.
Андрей задумал сделать свою трассу если не совсем на европейском, то во всяком случае на хорошем уровне. Оборудовать подъемники, по склонам горы разместить несколько домиков, где можно отдохнуть, переодеться, перекусить.
Но гора, которую выбрал Смирнов для трассы, входит в охранную зону усадьбы Н. А. Некрасова. Всякое новое капитальное строительство здесь – прокладка дорог, воздушных линий электропередачи, подземных коммуникаций, повреждения формы рельефа растительности (без чего при строительстве горнолыжной трассы, конечно, не обойтись) – запрещено. Тревогу забили работники музея, и об этом мы уже рассказывали читателям «Северного края» (см. номер за 7 сентября 2001 года).
Согласие на строительство «Экстрем» получил от главы муниципального округа В. А. Дружицкого. Но проекта строительства еще не было на бумаге, когда он давал Андрею свое добро.
В самом музее-усадьбе среди сотрудников до сих пор о предложениях Андрея нет единого мнения. Даже специально проведенный по этому поводу «круглый стол» не внес ясность. Директор музея В. Лебедев и председатель экологического клуба «Зеленая ветвь» Л. Байкова не видят опасности в строительстве трассы и поддерживают Андрея. К тому же, считает Лебедев, трасса привлечет в почти не посещаемый зимой музей экскурсантов.
Впрочем, последнее предположение несколько сомнительно. Хотя фирма пообещала на собственные деньги отремонтировать каретный двор усадьбы, завести конюшню, а зимой катать желающих по окрестностям на лошадях.
Но иные сотрудники музея твердо стоят на стороне закона. Ведь, проигнорировав одну статью, потом очень трудно будет остановиться. Пока же со всеми возникшими вопросами по поводу строительства горнолыжной трассы в Карабихе разбирается природоохранная прокуратура и работы приостановлены.
Тем временем появились еще желающие строить трассу. Недавно мэр Ярославля В. Волончунас назвал другой адрес – район Климовских карьеров. И хотя все еще писано вилами на воде – нет ни проекта, ни экспертизы, – заниматься ею уже поручено заместителю главного архитектора Ярославля Илье Клягину, который сам увлекается горными лыжами. Он также предлагает оборудовать на трассе подъемник и пару спусков, построить легкие домики и кафе. Главный вопрос: кто будет спонсировать строительство и не пойдут ли на это дорогое развлечение деньги налогоплательщиков? Клягин говорит, что не знает. По слухам, на гору положили глаз некие московские фирмы.
Говорят, что в Ярославле горнолыжным спортом занимаются от 500 до 1000 человек и одной горы для них будет мало. Трасс пять в данном случае было бы достаточно, считает Клягин и подчеркивает, что конкуренции в этом деле бояться не надо.
Но какими бы удобными и комфортными ни были ярославские горки, они не привлекут к нам мастеров-горнолыжников высокого класса. Все это, скорее всего, так и останется забавой для избранных. В принципе этот бизнес не хуже любого другого. Если, конечно, при этом у строителей горных трасс не возникнет соблазна переступить закон и залезть в бюджетный карман.