В понедельник Союз правых сил заявил, что намерен в ближайшее время собрать и передать в мэрию миллион подписей против восстановления на Лубянской площади памятника Феликсу Дзержинскому. На специально созванном у Соловецкого камня митинге лидер СПС Борис Немцов сообщил, что правые будут бороться против инициативы московских властей, потому что это "либо провокация, либо верх цинизма" и "направлена на раскол России".
Обращение к столичной администрации уже подписали более 300 человек, в том числе писатель Анатолий Приставкин, режиссер Марк Розовский, актриса Инна Чурикова. Немцов заявил, что подпишутся под ним и "все приличные люди", потому что "за этой скульптурой незримо стоит слово ГУЛАГ, в то время как новая Россия обязана и должна обойтись без палачей".
Кроме СПС, резко против восстановления памятника высказались другие партии и общественные организации.
Общество "Мемориал" распространило заявление, в котором отметило, что "главным делом Дзержинского всегда была борьба не с уголовной преступностью, а с политическими противниками власти. При нем началась фальсификация следственных дел и создавалась советская система концлагерей". Поэтому предложение о восстановлении памятника Дзержинскому - это демонстративное пренебрежение памятью миллионов жертв политических репрессий.
Партия "Яблоко", в свою очередь, заявила, что, "восстановив памятник на Лубянке, власть продемонстрирует российскому народу и всему миру позитивное отношение к практике внесудебных расправ и массовых политических репрессий". По мнению Григория Явлинского, работа Вучетича "занимает вполне достойное место рядом с другими произведениями советской эпохи у Центрального дома художника". Но вместо "символа террора" на Лубянке общественный градостроительный совет при мэре Москвы должен воздвигнуть монумент памяти о жертвах политических репрессий XX века.
Напомним, что новая волна споров вокруг восстановления памятника Феликсу Дзержинскому в Москве поднялась в минувшую субботу. Во время объезда строительных объектов столицы Юрий Лужков заявил, что московское правительство намерено вернуть железного Феликса на Лубянскую площадь. По словам мэра, восстановление памятника "не означает возврата к прошлому". Скульптура, по мнению градоначальника, была демонтирована в 1991 году лишь "на волне протеста против существующего строя, но с самим монументом это никак не связано". "Образ Дзержинского ассоциируется прежде всего с разрешением проблем бродяжничества, восстановлением железных дорог и подъемом народного хозяйства, а НКВД и КГБ были уже после Дзержинского", - растолковал Лужков.
"Несмотря на издержки времени, которые, безусловно, были, если поставить на чашу весов все, что сделал этот человек, полезное перевесит", - утверждает московский градоначальник. И мэр не видит ничего плохого в том, что "очень сильная работа скульптора Вучетича" будет вновь напоминать сотрудникам правоохранительных органов о "чистых руках, горячем сердце, холодной голове".
Инициативу мэра тут же поддержал лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов, а также руководитель Агропромышленной депутатской группы Николай Харитонов. Зюганов заявил, что памятник Дзержинскому "великолепное произведение искусства, которое прекрасно вписывается в ансамбль Лубянской площади". А Харитонов напомнил, что сам выступал с той же идеей еще три года назад. Правда, коллеги по нижней палате парламента посоветовали депутату поставить памятник Дзержинскому "под собственные окна, если уж ему так нравится на него смотреть".
Во вторник сбор подписей у Соловецкого камня предположительно будет продолжен. СПС также обещает организовать в Москве еще несколько пунктов сбора подписей, но сделает это после получения официального разрешения властей.
"Газета.Ru"
От редакции. Скандал, разгорающийся в столице после заявления Лужкова о возможном возвращении на Лубянскую площадь памятника Дзержинскому, не может оставить равнодушными и ярославцев. Практически во всех городах области есть улицы Дзержинского, в Ярославле на проспекте его имени стоит памятник председателю ВЧК. Мы предлагаем читателям "Северного края" высказать свое мнение: не пришла ли пора отказаться от символики, олицетворяющей эпоху террора и репрессий?