Принятие этого закона – большая победа российских экологов, которые однозначно считали, что объединение государственной лесной службы и Госкомэкологии под эгидой Министерства природных ресурсов было ошибкой. Нельзя одному ведомству доверять и охрану природы, и ее использование.
В новом законе в статье 51, в пункте 5 содержится норма, не допускающая двоякого толкования: «Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов».
Впрочем, и в новом законе остались лазейки для тех, кто ради сиюминутной выгоды готов поставить под угрозу благополучие природы. Так, положение о запрете ввоза в Россию ядерных отходов сформулировано недостаточно четко. В той же 51-й статье говорится: «Запрещается... ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию». Однако прямо нигде не сказано, относится ли к таким отходам отработанное ядерное топливо. Хотя фактически это не что иное, как радиоактивные отходы, уже находятся охотники доказывать, будто это всего лишь «использованное топливо» и закон, мол, его ввоз не запрещает.
Ряд положительных норм нового закона нам прокомментировал заместитель руководителя комитета природных ресурсов по Ярославской области Евгений Сабуров. К ним он в первую очередь относит прописанные в законе четыре уровня экологического контроля: государственный федеральный, государственный субъекта Федерации, муниципальный и производственный. Причем важно, что результаты производственного экологического контроля должны представляться непосредственно в администрацию территории по месту нахождения предприятия.
Впервые в экологическом законе прописана «презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности». Ее закрепляет 35-я статья, которая предусматривает, что выбор места для размещения хозяйственного объекта возможен лишь при наличии положительного решения экологической экспертизы, а не наоборот, как сейчас, когда вовсю идет проектирование экологически опасного объекта, а оценка его воздействия на окружающую среду еще не сделана.
– По новому закону без государственной и общественной экспертизы проекта невозможны такие эпизоды, как нынешний с установкой забора на площади Труда, – сказал Евгений Генрихович.