Здание оказалось "утоплено" вглубь от красной линии улицы. Некогда прямо на этой линии здесь стояли два деревянных дома. Лет десять назад их снесли, а площадку перед новым домом превратили в большой, но довольно неухоженный газон, на котором, кроме дикорастущей травы, практически ничего нет. Теперешних жильцов ничто не защищает от шума и выхлопов сотен машин, днем и ночью мчащихся по одной из главных городских магистралей непрерывным потоком. Нет ни мощного заслона из столетних лип, как на противоположной стороне проспекта, нет детской игровой площадки, как там же, за липами. А нет здесь ничего этого потому, что здесь, строго на красной линии, согласно перспективному плану застройки должно появиться здание. Или два. Как утверждают жильцы 17-го дома, им, когда они сдавали деньги на застройку, обещали, что на зарастающей ныне сорняками лужайке будет сооружен минимаркет в виде парочки аккуратных модулей. Жильцам идея понравилась, и они ждали реализации обещанного. Ждали не три года, а два раза по три. Торговцы все не спешили делать заказ на проектирование для нового строительства. Место это большей частью проезжее, а не пешеходное. Да и для тех, кто все же ходит, необходимая торговля поблизости имелась: магазин в доме напротив, минимаркет и бистро наискосок, близ угла "Серого дома", да и до "Подковы" рукой подать.
Заказчик появился весной 2001 года. Известная в городе многопрофильная компания "Спектр" обратилась в мэрию с просьбой выделить участок поблизости от центра, но на проезжей магистрали, чтобы организовать там автосалон. Проезжающие мимо на стареньких "Москвичах" и "Ладах" автовладельцы будут смотреть на выставленные в салоне новинки, останавливаться, интересоваться ценой у сидящих тут менеджеров и... так далее. Предложенная компании лужайка у 17-го дома вполне ее устроила.
Получив принципиальное согласие, "Спектр" заказал архитекторам проект автосалона. И в июле жителей дома пригласили в Кировскую районную администрацию для обсуждения. Но они ничего обсуждать не пожелали. Не должно быть здесь никакого автосалона, и точка! Мол, если это салон, то неизбежны предпродажная подготовка, проверка работы узлов и агрегатов. И без того у нас страшный шум и загазованность, а теперь еще больше будет!
Такова их неизменная позиция. Хотя им уже объяснили, что автосалон шуметь и чадить не будет. Здесь "предполагается организация только выставочного зала и отдела оформления заказа покупки автомобиля. Передача клиенту купленного автомобиля будет производиться на площадке-стоянке для хранения автомобилей по адресу: пр. Октября, 82" (у "Лакокраски"). На Западе, например, такого типа автосалоны делают прямо на первых этажах жилых домов, по типу наших гастрономов.
В беседе с корреспондентом "Северного края" главный архитектор города Аркадий Бобович настаивал на том же. По его мнению, недовольные жители 17-го дома просто недопонимают ситуацию. Перед их домом как раз наоборот появится преграда, защищающая от выхлопов и шумов с улицы. А новых источников не будет, так как за день всего лишь пяток-другой машин клиентов и въедут-то во вновь образующийся внутренний дворик между салоном и домом, ведь автомобиль - это не товар массового спроса. К продуктовому мини-маркету и то машины с товаром подъезжали бы гораздо чаще.
Генеральный директор "Спектра" Андрей Андронов разгоревшемуся конфликту, конечно же, тоже не рад. Если взаимопонимание между властями и жителями дома достигнуто так и не будет, то, утверждает он, даже получив официальное разрешение, "Спектр" не приступит к строительству. Неизвестно, каким будет решение суда, и зарывать, в буквальном смысле слова, деньги в землю возглавляемая Андроновым фирма не намерена. Хотя его опыт подсказывает, что если все формальности соблюдены, санитарные и противопожарные требования выполнены (а они соблюдены и выполнены), то суд, скорее всего, подтвердит правомочность разрешения на строительство. Прецеденты таких судебных решений в Ярославле уже есть.
Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.