В 1987 году Русская православная церковь получила от государства несколько полуразвалившихся храмов, ветхие каменные строения, из которых выехали отбывавшие срок малолетние преступники. Никакого другого имущества, кроме старых развалин, у первой в новой России женской обители не было. Для того чтобы жить в этих развалинах и начинать восстановление обители, надо было обладать или большим мужеством, или твердой верой.
Первым насельницам, приступившим к нелегким, требующим мужских рук строительным работам, пришлось думать и о том, как прокормить себя. В кедровой роще появился первый огород. В ожидании урожая несколько месяцев питались более чем скромно - хлеб и салат из съедобных трав. Первый урожай был на удивление соседям-дачникам - помидоры уродились огромные, таких здесь никогда не видели. Огородники интересовались секретами выращивания овощей, а насельницы знали, кто им помог. Здесь уместно вспомнить мудрую фразу из старых книг: "Когда тебя Бог выбрал - Бог и помогает, когда люди - помогают люди, а если сам себя выбрал - на себя и надейся". Всякое случалось на первых порах: и бомжи по ночам заглядывали, пугали - было страшно; много хороших людей приходило, помощь предлагали - было радостно.
В сентябре 1988 года настоятельницей монастыря стала матушка Варвара. Ее организаторским способностям мог бы позавидовать любой директор завода. Вот когда по-настоящему закипела работа! Уже в 1990 году насельницы обители переехали с хозяйственного двора в отреставрированный Спасский корпус, а через год восстановили и Никольский корпус. Летом 1990-го впервые после многолетнего молчания зазвонил большой колокол - и поплыл над Волгой сильный и красивый звон.
Одновременно с восстановлением храмов обустраивалось заново монастырское хозяйство. Пекарня, просфорня, кухни и трапезная, большое подсобное хозяйство - монахини успевали везде. Нужно было шить церковные одеяния - появилась швейная мастерская, и начали возрождать золотное шитье, секреты которого, казалось, давно были забыты. Для восстановленных храмов понадобились иконы и резные украшения - появились иконописная мастерская и резчицы по дереву.
Помогали первой женской обители всем ярославским миром - и городские власти, и сельскохозяйственные предприятия. Кто чем мог - деньгами, строительными материалами, рабочей силой. И все-таки огромная часть всех работ выполнена руками насельниц. Сейчас их в монастыре 130.
У людей светских всегда возникает вопрос: что привело инокинь к монашеской жизни? Но обитатели монастырей - народ неразговорчивый. А на такой вопрос отвечают, как правило, односложно: "Господь привел". Приезжают в обитель из Сибири, Центра России, с Украины, из Средней Азии. Бывает так, что уже в 14 лет принимают решение посвятить себя монашескому служению, и оно настолько твердо, что юная инокиня выдерживает все испытания - и трудностями, и временем. А случается, и взрослая женщина отказывается от своего желания стать монахиней: пожив в монастыре, понимает, что это не ее судьба. Далеко не все способны принять законы жизни в обители, не случайно монашество называют подвигом.
После утренней службы все насельницы расходятся выполнять свои послушания - кто на кухню, кто в просфорню, кто в подсобное хозяйство. Работа останавливается только на небольшие перерывы для принятия пищи, день заканчивается вечерней службой. Лишь за полночь появляется несколько свободных минут для себя - почитать духовную литературу, починить одежду. И так каждый день - с раннего утра до полуночи - в работе.
Счастье, когда послушание совпадает с умениями и желаниями: писать иконы - художницам, работать в библиотеке - любящим книги. Но все послушания - и любимые, и не очень - выполняются одинаково тщательно.
За пятнадцать лет новой жизни обители монахини узнали очень много об истории Толгского монастыря. И помогли им в этом не только музейные работники, но и старые книги, хранящиеся в монастырской библиотеке. Желающих узнать историю монастыря, познакомиться с его древними постройками год от года становится все больше. Многие едут специально в Толгскую обитель, других как гостей города приводят сюда радушные хозяева - ярославцы. Так появилось в обители еще одно послушание - быть экскурсоводом.
Подробно, с любовью расскажут приезжим об основании монастыря. Епископ Трифон, объезжающий епархию, остановился с братией переночевать на берегу Волги. В полночь увидел святитель, как яркий свет просиял над окрестностями. Свет исходил от образа Пресвятой Богородицы, который стоял в воздухе на другом берегу Волги. Так было указано Промыслом Божиим место будущего монастыря.
В историю Русской церкви Толгский мужской монастырь вошел как один из самых богатых и благоустроенных. Икона Толгской Божией Матери славилась чудесами и привлекала паломников со всей России. Молились у этого образа и русские цари, а Иоанн Грозный, по свидетельству летописей, получил исцеление от тяжелой болезни ног.
Современные посетители обители с удовольствием слушают рассказы монахинь. Для некоторых это не больше чем сказка, а для других такая же реальная, живая история, как события Смутного времени или ополчение Минина и Пожарского.
Главный храм монастыря - Введенский собор - был освящен в августе 1992 года, а самый разрушенный - Крестовоздвиженский - в сентябре 1999-го. Работы по восстановлению внутреннего убранства храмов продолжаются по сей день. Но уже сейчас Толгская женская обитель - одна из самых красивых и благоустроенных в России. А для Ярославля Толгский монастырь стал яркой духовной примечательностью, которую поднимали всем миром и всем миром любят и берегут.
Фото Сергея МЕТЕЛИЦЫ (ИТАР-ТАСС).