Бабульки, когда жалуются на этот аппарат, говорят еще: он сделан в Шанхае. На самом деле в Баошане. Но пожилым людям все равно – Китай он и есть Китай. А огромные – по их масштабам – деньги потрачены. Участковый же врач советует с осторожностью подходить к самолечению непонятным электроприбором.
Восьмидесятилетняя Анна Александровна П., учительница с 45-летним стажем, ветеран войны, обрадовалась звонку. Щебечет в трубку тихим и приветливым говором:
– Вообще никого не пускаю и не открываю дверь. Подкупил вежливый голос. «Анна Александровна, дескать, для таких, как вы, ветеранов войны, мы проводим акцию на улице
8 Марта. Продаем аппарат от всех болезней. Стоит 12 тысяч рублей, но вам – за четыре продадим, со скидкой».
Беседуя со старой фронтовичкой, поняла, почему та и дверь открыла, и с деньгами рассталась. Старики, как дети, – им очень хочется, чтобы с ними говорили, спрашивали об их настроении, о здоровье, о погоде. Да хоть о чем! Спроси, и твой интерес обеспечит доверие и симпатию. Этим и пользуются, мягко говоря, неискренние, корыстные люди.
Человека уговорили купить прибор. Якобы медицинский. От всех недугов: от гипертонии, бессонницы, импотенции, даже хронического насморка. В центре стандартизации и метрологии мне сказали: так не бывает. А человек поверил. Ведь в нашу поликлинику поди попробуй выберись! Постой в полуобморочных очередях, посмотри в усталые и равнодушные глаза врача...
Бабушка заплатила, а потом, когда дверь захлопнулась за коробейником, спохватилась: как это она умудрилась четыре тысячи отдать непонятно за что? И никакой инструкции не спросила! Только и сказали ей: при онкологии нельзя. Выбежала – а гостей и след простыл. Горевала старушка так, что к вечеру давление поднялось,
81 год – не шутка, «скорую» вызывали...
Сама виновата – так сейчас все говорят. Открыла дверь чужому человеку, не спросила никаких сертификатов – да и что толку? Тут и люди с университетским образованием на удочку попадутся. Во-первых, у нас повсюду ходуном ходят документы, купленные по случаю и миллионно растиражированные на ксероксах. Что там сертификаты! На Комсомольской, в центре Ярославля, раз вижу объявление посреди улицы на переносном аншлаге: «Изготовим копии любых штампов и печатей». Во-вторых, кто из читателей навскидку знает, что гласит статья 25 закона о защите прав потребителей? Никто. А закон говорит: купил электроприбор, и если он работает неисправно, то вернуть или заменить ты его не можешь. Раньше нужно было смотреть! Так вот примерно отвечают теперь старикам компетентные люди.
Да, лохи мы все без исключения. Обмануть, или – еще одно распространенное теперь словечко – кинуть, в России легко и просто любого. Любого не так жалко. А стариков – да. Они же доверчивые, как дети.
Опять же вопрос ко всем этим органам, которые поставлены на защиту наших прав. Почему бабушке в Роспотребнадзоре отказали в помощи? Почему отказала милиция? В Америке бы не стали разводить руками: сама виновата!.. И никто не попробовал выяснить: а является ли эта электроштуковина медицинским прибором, на каком основании люди распространяли его? Они что, производители или продавцы медтехники? Это любой у нас, выходит, может снять офис и торговать на Красном Перекопе или под забором в Творогове китайскими лекарствами и медтехникой? Да мы что, совсем ошанхаились, что ли?
Случай такой не единственный. В Любиме кому-то подобный прибор за 18 тысяч предлагали. Коробейники с китайским товаром и по деревням ездят. Ветерану труда с 47-летним стажем пообещали: излечит от желудка, сердца, колита, от хондроза и суставов... Но у мужчины после нескольких процедур с чудо-аппаратом начались аритмия и головокружение. Его жена кинулась в офис по указанному адресу, потом в Роспотребнадзор на Войнова, 1. Безрезультатно. И женщина сейчас вспоминает, как, уходя, коробейники пожелали ей: «Живите без боли!»