Давно не важно, кто является режиссером в рыбинском театре, какие театральные эксперименты тревожат умы в столицах и Ярославле. Важно, играет ли сегодня Эльнатанов. Этот актер царит на рыбинской сцене. Его дарования и обаяние подкупают без-отказно. Он всегда убедителен. Столько интересного и важного умеет он сообщить о жизни даже в самой пустой роли! И так бывает (мы помним это) ярок в ролях сложных...
На сей раз случай был скорее первый. Да и чего иного можно было ждать от Птушкиной. С ее драматургией ярославцы знакомы по «Рождественским грезам» на камерной сцене театра имени Волкова.
Три женщины любят героя. Три женщины волнуют его и мучают. Спорят и состязаются за его благосклонность. На стороне одной – деньги, другая предлагает молодость, третья – верная, надежная супруга.
Приходят и уходят. Обличают и уличают вероломного мужа, любовника и друга...
Мило, трогательно, забавно. В таком регистре решает свои задачи Птушкина, едва касаясь болевых проблем современной жизни. Один из самых репертуарных драматургов умеет развлекать. В этом ее цель. Дальнейшее зависит от театра.
А чем всегда был хорош рыбинский театр – так это готовностью идти навстречу своему зрителю. Не подстраиваться под него. Но и не делать вид, что зритель приходит в театр лишь затем, чтоб решать мировые проблемы, вникать в споры царей и страдать от последствий человеческого грехопадения. Рыбинцы бесхитростно демократичны. Они заботятся об удобствах публики, которая (что греха таить) ждет прежде всего вдохновляющего зрелища. Чтоб и душу щипало, и в носу приятно шевелилась смешинка.
Они и учат-то мимоходом, но говорят со зрителем на его языке и о его самонасущнейших проблемах. И умеют заразить зрителя живым волнением. И даже поделиться с ним чувствами добрыми, пробудить что-то такое в наших душах, исполненных снов и бреда. Вот и теперь. Казалось бы, какое нам дело до житейских терзаний «великого актера» Распятова? А оказывается, что дело есть. Потому что сей Распятов (фамилия, однако, душегубительная!) представлен нам не столько как звезда, сколько как простой смертный, чуть ли не из соседнего подъезда.
Ну да, не всякого в шестьдесят лет еще любят женщины. Но это уж тот нюанс, который вполне умеет оправдать Эльнатанов. Он представил нам героя глубоко симпатичного, по-настоящему трогательного в своем простодушии, чистосердечии и (рискну сказать) невинности – порой даже чрезмерной, если вообще может быть чрезмерной невинность. Это баловень и идеалист, он то впадает в эйфорию, то погружается в глубокое уныние. Взлетает и падает. Но вот чего ему явно недостает, так это сугубого прагматизма.
И еще несколько слов в качестве ложки дегтя. Трудно делать выводы по одной постановке, но все-таки бросается в глаза: актеры играют порой грубовато или однообразно, мизансцены продуманы неважно, вообще театр больше берет искренностью и азартом, чем изобретениями и мастерством.