Свою роль сыграло в развитии этого криминального бизнеса и российское законодательство. В Уголовном кодексе есть две статьи, предусматривающие наказание за подделки. Это "Незаконное использование товарного знака" и "Обман потребителей". Санкция по первой - штраф от 200 до 400 минимальных зарплат. По второй еще меньше - от 100 до 200. Выложить эти копейки человеку, чей доход измеряется числами с многими нулями, раз плюнуть.
Во Фрунзенский районный суд поступило уголовное дело, где фигурируют обе эти статьи. В гаражном кооперативе на Морозовской улице под вывеской частного предприятия некоей дамы производилась "фирменная" эмаль МЛ-1110 ОАО "Русские краски".
Изготовляли ее из эмали МЛ-12 Черкесского лакокрасочного завода, абсолютно не соответствующей требованиям, предъявляемым к современным автоэмалям. У нее, как подтвердил лабораторный анализ, полностью отсутствуют защитные свойства, а качественные показатели не соответствуют никаким стандартам.
Дельцы с Морозовской не одиноки. Возбуждено уголовное дело против "предпринимателя" из Карачихи, выпускавшего в месяц до двадцати тонн фальсифицированной продукции. Жадность таких людей не знает границ. Если МЛ-12 продается по 40 рублей за банку, то она же под маркой МЛ-1110 идет в продажу уже по 120 - 160 рублей. Но даже при таком наваре "предприниматели" пытаются уйти от уплаты налогов. Один такой неплательщик схвачен за руку налоговой полицией и ждет суда в следственном изоляторе.
Служба безопасности "Русских красок" вместе с милицией проверила ряд торговых точек за пределами области. Результат поразительный. Подделки обнаружены в Волгограде, Костроме, Рязани, Иванове, Ростове. Каждый фальсификатор имел "левака" на суммы от 50 тысяч до полумиллиона рублей.
Есть в Ростове оптовый рынок под названием "Фортуна". Сюда съезжаются торговцы пятнадцати регионов. Отсюда ярославские фальсификаторы и возили МЛ-12. Добавив для вязкости автолак, получали "МЛ-1110".
При этом не утруждали себя точностью колеровки, выпуская псевдо "Сафари" и "Адриатику", которые "Русскими красками" никогда не производились. Зато оформление тары было на высоте. Сначала копировали бумажные этикетки. Затем перешли на литографию. А в банках под красочными этикетками было такое, что покупатели хватались за голову.
Большим спросом пользовался фальсификат у тех, кто грел руки на покраске автомашин перед техосмотром. Заполняли документы на одну сумму, а покупали по другой. Разницу прятали себе в карман, отчитываясь перед бухгалтерией липовыми товарными чеками.
Несмотря на то, что в последнее время в рядах проходимцев зияют солидные бреши, в службе безопасности "Русских красок" считают: успокаиваться рано. Число поддельной продукции не уменьшается, хотя областной центр от нее очищен. Но немало еще мест, где подпольный товар "царствует" на прилавке. Ведь отечественная продукция стала конкурентоспособной. Та же МЛ-1110 не уступает, а по ряду показателей превосходит импортные эмали. Есть и еще одна сторона вопроса. Россия стремится вступить в члены Всемирной торговой организации. Однако наше законодательство в связи с этим надо еще доводить до ума, поскольку оно не соответствует требования ВТО. Зарубежные предприниматели поэтому обеспокоены, будут ли их компании и товарный знак надежно защищены.
Кстати, служба безопасности "Русских красок" уже разослала предприятиям, организациям и физическим лицам своего рода предупреждение. В нем говорится об уголовной ответственности за производство и реализацию подделки продукции ОАО "Русские краски", поскольку кроме товарного знака, юридического адреса и наименования фирмы на этикетках присутствует товарный номер Международной ассоциации ЮНИСКАН. А это также влечет за собой соответствующие санкции, но уже более жесткие.