Но даже его долготерпение и стойкость сегодня на исходе. Ох и сильна бюрократическая машина!
В самом конце 1991 года на бывшего паровозного и тепловозного машиниста Юрия Двойнишникова наехал КамАЗ. Вернее, не на самого, а на его «Жигули», в которых он с женой пересекал перекресток Ленинградского и Дзержинского проспектов. Грузовик тогда врезался в бок легковушки. Ее протащило метров 20. У жены Двойнишникова Галины Николаевны оказались сломанными ребра, она получила сотрясение мозга, позже начали болеть почки. Супруга, по сути дела, стала инвалидом. Ну а «Жигуленка» Двойнишниковых без серьезного ремонта эксплуатировать было уже невозможно.
Едва оправившись от полученного шока, Юрий Двойнишников, пока жена находилась в больнице, приступил к хождению по инстанциям в поисках справедливости. Надо сказать, что и по сей день он искренне считает, что выехал на перекресток на зеленый свет, правила не нарушал и что «стопроцентно» виноват в ДТП водитель В. Э. Бурмистров из Мышкинского АТП.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Юрий Константинович и его пострадавшая в дорожной аварии жена – железнодорожники с большим стажем. Машинисту маневровых локомотивов Двойнишникову на протяжении 32 лет (!) до самой пенсии приходилось проезжать мимо сотен и сотен семафоров. А у машинистов – и это подтвердят психологи – особое отношение к «зеленому», поскольку на железной дороге он в любую секунду (а не как на шоссейной – через 27 секунд) может поменяться на «красный», и тогда необходимо экстренное торможение. Повышенный рефлекс профессионала-железнодорожника помножен на солидный водительский стаж опытного, вполне законопослушного конкретного автолюбителя Юрия Двойнишникова. В 1987 году он даже был награжден Дзержинским РК ВДОАМ знаком «За безаварийное вождение».
Да простит меня Юрий Константинович, но я не могу здесь не добавить ко всему прочему еще одну существенную деталь, на что имею, как мне кажется, право, поскольку общаюсь с ним в связи с его «делом» уже около шести лет (в 1996 году он впервые обратился в редакцию за помощью). Так вот, с полной уверенностью заявляю, что Ю. К. Двойнишников по своему характеру, по логике поведения, данной ему от природы, законченный... педант. То есть совершенный педант, который шагу не ступит, если «не положено». Даже под пистолетом. Законопослушен до крайней степени. Прямо как немец какой-то.
Бывший машинист Двойнишников на днях по памяти рассказал пару-тройку жутких, на его взгляд, историй, когда зазевавшийся машинист случайно проехал на пустынном переезде на «красный».
– Один такой случай был на станции Лютово, так нарушителю дали 7 лет тюрьмы, пахал на Волгострое составителем поездов, – говорит Юрий.
За всю долгую службу на железной дороге Юрий Двойнишников не получил ни одного серьезного замечания, наоборот – только благодарности за «безупречную службу». Кстати, и жена его Галина Николаевна – железнодорожница, имеет звание «Лучший по профессии». Между прочим, та злополучная «пятерка», которая 10 лет уже гниет в гараже, была выделена супругам Двойнишниковым в 1990 году как передовикам производства.
Поэтому понятно, что после аварии на перекрестке у Юрия Константиновича не было абсолютно никаких сомнений в своей правоте. Однако у тогдашних инспектора ГАИ А. Бубнова и следователя А. Бирюкова, подписавших при содействии понятых протокол, было, видимо, иное мнение. С содержанием протокола, а также с тем, что уголовное дело по факту столкновения на перекрестке 10 декабря 1991 года было закрыто, Двойнишников категорически не согласился. Затеяв 10 лет назад беспрецедентную тяжбу, он не прекращает ее до сих пор. Хождение по инстанциям, бесконечные переписки с самыми разными учреждениями стали, можно сказать, смыслом его жизни.
По мнению Двойнишникова, в «деле» много несуразностей. К примеру, он, потерпевший, в бумагах фигурирует как свиде-
тель (!), поскольку, мол, физиче-ски пострадала лишь жена.
– Но ведь за рулем-то был я, а право на владение машиной у нас совместное, – доказывает поднаторевший за время многолетних многоходовых разбирательств бывший машинист. – А если признается пострадавшей жена, то автоматически «страдает» и ее муж. Тем более что я в момент ДТП находился за рулем.
– Меня удивляет, – признается Двойнишников, – что на месте по горячим следам не были проверены на ходу тормоза, а ведь это немаловажное обстоятельство. Мою жену, пока она лежала в больнице, никто во время следствия не навестил и не взял у нее показаний ни как с потерпевшей, ни как со свидетеля.
По словам Двойнишникова, сразу после аварии он записал номера автобусов и фамилии водителей, следовавших за КамАЗом и перед «Жигулями» на перекресток, полагая, что это поможет следствию. Но свидетели не были вызваны в ближайшие после ДТП дни, недели и даже месяцы.
Еще одна «деталь»: уже после столкновения во время следования через весь город в отдел ГАИ водитель КамАЗа в присутствии инспектора (!) неоднократно нарушал правила движения (не потому ли, что в тот день протаранивший «Жигули» на своем грузовике Бурмистров был без очков, хотя на фотографии, наклеенной на «права», очки были). Кстати, судебно-медицинская экспертиза, призванная установить, имел ли право Бурмистров управлять машиной без очков, была произведена лишь по истечении трех лет... следователем А. Левинским, а не медучреждением.
Желая прояснить все эти несуразности, Двойнишников пытался... предстать перед судом. Желательно, конечно, в качестве пострадавшего. Но он согласен был и на свидетеля, лишь бы состоялось судебное разбирательство, где, как надеялись супруги, при более тщательном расследовании будут поставлены все точки над «i». Однако дело № 91270253 до суда так до сих пор и не дошло. Напротив, оно было прекращено.
Все эти годы разбитая машина стоит в гараже. Ущерб Двойнишникову никто возмещать не собирается. Куда только не писал пострадавший: в прокуратуру города Ярославля, в прокуратуру Ярославской области, в Генеральную прокуратуру РФ. Обращался Юрий Константинович в аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; бил челом депутату Госдумы РФ Е. Б. Мизулиной. Вежливо, на отличной мелованной бумаге все эти долгие 10 лет чиновники всех рангов аккуратно отвечали Двойнишникову – советовали, сочувствовали, входили в положение. В 1999 году прокурор отдела управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел Генпрокуратуры РФ С. Демченко убаюкал лично Ю. Двойнишникова таким текстом: «Ваше обращение по поводу необоснованного прекращения уголовного дела по факту ДТП, поступившее от депутата Госдумы РФ Е. Мизулиной, в Генпрокуратуре рассмотрено. СУ УВД Ярославской области поручено провести дополнительное расследование».
«По делу даны указания, – бодро сообщает Двойнишникову ответственный работник Генпрокуратуры В. Каледин, – ход и результаты следствия контролируются».
Нет смысла продолжать цитирование всех этих бумаг. Многие рекомендуют словно под копирку: «Вы вправе в соответствии с действующим законодательством и правом граждан, гарантированным Конституцией, обжаловать решение следственных органов в судебном порядке». Так ведь и Двойнишников (машинист, заметьте, а не юрист) о том же десять лет долдонит: отдайте меня под суд, и там я постараюсь доказать свою правоту.
– Допустим, меня признают виновным, – готов даже к такому исходу Юрий Константинович, – тогда мы продадим с женой квартиру и рассчитаемся. Мы на все согласны, лишь бы все шло по закону, по правилам.
С момента ДТП прошло уже более 10 лет, и, естественно, читательский интерес к той давней истории возбудить нелегко. Сколько за это время воды утекло, сколько бензина сгорело, сколько случилось событий более значительных и трагических! Но ведь это, что называется, если смотреть со стороны. С точки же зрения конкретно пострадавшего Двойнишникова его история остается для него и его семьи незаживающей раной.
Из последнего разговора с Юрием Константиновичем мне стало ясно, что он хотя и не сдался на волю обстоятельств окончательно, тем не менее уже не склонен, как раньше, глубоко анализировать всю массу перегибов, несуразностей, вольных или невольных проколов 10-летней давности. Он скорее угнетен и ошарашен самим ходом тягомотного бюрократического хоровода, с помощью которого знающие свое дело столоначальники завертели, закружили прямолинейного, упертого машиниста, втянули его в болотную бумажную трясину, из которой пока не видно никакого выхода.
Ему не отказывают, вежливо отвечают, солидные конверты аккуратно приходят по адресу: Ярославль, п/о Ивняки, Ю. К. Двойнишникову. Но из всего этого ничего путного не следует.
...Жуткая, для проформы закамуфлированная формулировка «10 лет без права переписки», имевшая хождение в нашей стране в 30-х годах, нынче трансформировалась, приобрела вполне благопристойный, демократический лоск. Да переписывайтесь вы сколько угодно – и 10, и 20 лет. Вам будут исправно отвечать хоть из Генпрокуратуры, хоть из Госдумы, хоть из приемной самого Президента РФ. А толку-то что.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.