«Какими судьбами, граждане?» – поинтересовался настоятель храма отец Александр. «Да ехали вот по вызову в соседнее село, – объясняла молодая докторша с цифровой фотокамерой в руке. – Вызов отменили, а мы заблудились. Слышали, что церковь вашу недавно ограбили – примите соболезнования». Несколько раз «щелкнув» в давно наступившем сумраке пейзаж с храмом, гостья откланялась.
Батюшка же записал номер машины, о «заблудившихся» сообщили дежурному Ярославского РОВД. По делу о ночной краже (беда случилась три недели назад) идет следствие, ему и решать, пригодятся ли эти дополнительные подробности. А вот в сугубо неофициальную версию самого настоятеля ограбленного храма они вполне укладываются. Воры могут маневр повторить, предварительно проведя разведку.
Ночной налет был, судя по всему, тщательно продуман и подготовлен. Проникли в церковь через дверь, перекусив висячий замок. Сняли сорок икон начала XIX века, по приблизительной оценке отца Александра, на сумму не менее 2,5 млн. рублей.
Вслепую ничего не делалось, знали и расположение икон в храме, и местную обстановку. Добытое увозили двумя маршрутами – на машине по дороге на Лютово и на оцинкованных корытах через поле на лыжах. А вот концовка дерзкого преступления получилась более чем странной. Что-то незваных гостей заставило нервничать. Одна крупная икона была брошена у церкви, две другие приставлены к ее порогу. На месте преступления валялись дюжина новеньких мешков (сшитых точно по габаритам крупных икон), две пары ножниц для металла, корыта-волокуши.
В прошлом году ушел в мир иной здешний старожил – постоянный сторож храма Вознесения. Замены ему пока так и не нашлось. Обязанности сторожа батюшке пришлось взять на себя. Дежурит сам, просит знакомых. У епархии спрос строгий, но установка и содержание сигнализации – заботы самого приходского совета. Особых надежд на то, что в обозримом будущем по малолюдным окрестным деревням удастся деньги собрать, настоятель храма Вознесения не питает. По самым большим праздникам на службы собирается от силы человек десять. Попечителей у прихода нет.
С прошлой осени, по сведениям отца Александра, обокрали церкви в Новом селе (недалеко от Сахарежа), Закобякине, Красном Профинтерне. К слову, федерального закона о возврате церковного имущества как не было, так и до сей поры нет. Святые образа остаются в госсобственности. А по закону № 131 охрана культурного наследия местного значения входит в круг полномочий муниципальных образований.
Выходит, есть кому с этим разбираться. Храм в Высоцком, освященный лет двести назад, Божьим промыслом не закрывался никогда. Это ли не культурное наследие в самом высоком смысле такого понятия. Значит, защищать от лихоимца этот и другие малые храмы сельской глубинки – не забота одного прихода. Охранять их надобно, как в былые времена, всем миром, или, по новому закону, всем местным сообществом.