В деле Леонида Рау (на снимке справа), расследованием которого занималась Ростовская прокуратура, – около семидесяти эпизодов. Все они связаны с благотворительной деятельностью АТП. Директор обвинялся в том, что помогал борисоглебскому социальному приюту «Искорка», Андреев-ской, Ивановской, Высоковской средним школам, Борисоглеб-скому военному комиссариату и райотделу ГИБДД, местному Дому культуры и фонду ветеранов автомобильного транспорта.
Следствие по делу о благотворительности директора шло более года. За это время органы прокуратуры собрали целое досье добрых дел Леонида Рау. Например, с января 2003 года по ноябрь 2004 за счет АТП заправлялись служебные машины Борисоглебского отдела ГИБДД, детскому приюту «Искорка» выделялись автобусы для поездки детей на различные мероприятия в Ярославль, а также бензин для заправки приютских машин. Помогало АТП топливом и Ивановской средней школе. Помощь выражалась в том, что за счет средств АТП заправлялись школьные автобусы. На ремонт храма в селе Вощажникове выделялись строительные материалы, принадлежавшие АТП, для Высоковской школы были приобретены туристические палатки, для Андреевской – детские игры, конструктор, полотно на шторы, а борисоглебскому Дому культуры АТП оказало помощь в записи альбома дуэта «Вдохновение». В целом за 2003 – 2004 годы на благотворительную деятельность организацией было потрачено 187217 рублей. По мнению прокуратуры, эти действия руководства негативно повлияли на работу предприятия и стали причиной перебоев заработной платы работникам, которая в 2003 – 2004 годах выплачивалась с задержкой на 2 – 3 недели.
Действия директора АТП Леонида Рау были расценены Ростовской прокуратурой как уголовное преступление и квалифицированы по 1й части статьи 201 Уголовного кодекса РФ как «злоупотребление служебным положением, нанесшее значительный ущерб предприятию, с целью извлечения выгод и преимуществ для себя и для третьих лиц». Третьими лицами, которые «извлекали выгоду из преступных действий директора Борисоглебского АТП» признана прокуратурой, к примеру, Высоковская средняя школа. Как следует из обвинительного заключения, «от приобретения туристических палаток, которые были подарены школе Л. Е. Рау, она получила определенную выгоду, т. к. появилась возможность в достойных условиях проводить тур-слеты для детей». Получил выгоду, как считает следствие, и детский приют «Искорка», которому АТП помогало с бензином. По мнению прокуратуры, выгода эта заключалась в... «улучшении положения воспитанников». Не менее абсурдно звучит и обвинение в адрес Андреев-ской средней школы, которой (по просьбе ее директора Полетева) АТП приобретало игры и конструктор для начальных классов, а также гардинное полотно на окна. «Школа получила определенную выгоду, поскольку дети стали лучше развиваться», – делает вывод автор обвинительного заключения – старший следователь районной прокуратуры Борисов. В «подельниках» директора Борисоглебского АТП оказался и начальник Борисоглебского отдела ГИБДД Владимир Липич, по просьбам которого АТП регулярно заправляло патрульные машины. «Выгода ГИБДД заключалась в том, что благодаря помощи АТП обеспечивалась нормальная работа служебного транспорта», – делает вывод провинциальный Шерлок Холмс.
В суде в качестве свидетелей по делу Рау проходили директора школ и приюта, которым помогало АТП, начальник райотдела ГИБДД и даже сельский батюшка, настоятель Преображенского храма села Вощажникова отец Борис. Он, в частности, показал, что по его просьбе Леонид Рау, который является прихожанином этого храма, пожертвовал рубероид, кирпич и необрезной тес, благодаря чему удалось сохранить от разрушения уникальный храм на родине известной крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.
«Стройматериалы, которые я пожертвовал на храм, были переданы АТП несколько лет назад на основе взаимозачетов. Они пылились на складе, и мы не могли найти им применение, – объяснил суду Леонид Рау, – поэтому я с удовольствием отдал их на благое дело, для помощи храму».
Странный это был процесс. Из уст свидетелей в адрес обвиняемого звучали только по-хвальные отзывы и благодарности. «Если бы не помощь Леонида Рау, ГИБДД не смогла бы раскрыть многих преступлений, так как бензина, который выделяет нам государство, хватает только на 8 дней в месяц», – пояснил начальник Борисоглеб-ского отделения ГИБДД Владимир Липич. «Если бы Рау не помог нам с автобусами, мы не могли бы вывозить детей в Ярославль в цирк и театр, не могли бы транспортировать больных детей в больницу», – сказал в суде директор приюта «Искорка» Александр Смирнов.
Слова благодарности звучали и из уст директоров школ, которые обращались за помощью к Леониду Егоровичу как к последней инстанции. И он всегда старался изыскать возможность и помочь сельским детям.
Самое интересное: о том, что Рау оказывает благотворительную помощь на протяжении многих лет, знала и районная администрация, и правоохранительные органы – и никаких претензий к руководителю АТП никто не предъявлял. Наоборот, благодарили и ставили в пример другим коммерсантам, которые не отличались щедростью и сочувствием к нуждающимся. И вдруг благотворителя объявляют преступником.
Кому же нанесла ущерб помощь Леонида Рау? В зале суда не было ни одного потерпевшего. А признанные прокуратурой пострадавшими от действий Рау работники АТП напротив, обратились в суд с просьбой освободить директора от уголовной ответственности. В своем заявлении они писали, что задержки зарплаты в 2003 – 2004 годах происходили из-за того, что областной бюджет не довыделял положенные предприятию дотации на покрытие убытков от пассажирских перевозок и не платил за льготников. Всего на октябрь 2004 года задолженность областного бюджета по дотациям перед Борисоглебским АТП составила 1800000 рублей. Это и стало действительной причиной задержки заработной платы работникам АТП. Кстати, фонд заработной платы Борисоглеб-ского АТП составляет 350 – 400 тысяч рублей в месяц. Это никак несоизмеримо с масштабами благотворительной помощи предприятия, которая в месяц составляла от двух до восьми тысяч рублей.
Можно было бы списать это абсурдное дело на провинциальное головотяпство, подобное тому, что процветало в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина, если бы не один нюанс, который многое объясняет. Дело было возбуждено по инициативе депутата Государственной Думы Анатолия Грешневикова, который буквально закидал органы прокуратуры жалобами на действия директора АТП. Действовал он, якобы, от лица жителей района, хотя в его заявлениях ни одной конкретной фамилии пострадавших указано не было.
«Все очень просто, – сказал на суде обвиняемый Леонид Рау. – На последних выборах на пост главы администрации района я отказался поддерживать родственника Грешневикова Анатолия Матюхина и выставил против него свою кандидатуру. За это Грешневиков и объявил мне войну. Я не выиграл выборы, но и Матюхин не был переизбран на эту должность. После чего в прокуратуру посыпались жалобные письма».
Несколько раз после тщательных проверок заявлений депутата Борисоглебская прокуратура отказывала Грешневикову в возбуждении уголовного дела против Рау, и только после жалоб депутата в Генеральную прокуратуру дело было отправлено в Ростов, где и составили обвинение, которое, наверное, станет самым нелепым и абсурдным за всю историю существования районной прокуратуры. О беспрецедентности и сложности этого дела сказала в своей речи помощник прокурора Елена Чистякова, которая просила наказать директора АТП штрафом в пользу государства.
В своем последнем слове Леонид Егорович Рау сказал: «Я не считаю себя виновным и не сожалею о том, что сделал. Я помогал не директорам и руководителям, а детям и дей-ствительно нуждающимся в помощи людям».
Судья Александр Бабич также не увидел ничего преступного в действиях Рау и вынес оправдательный приговор за отсутствием в действиях директора Борисоглебского АТП состава преступления.
Комментарий помощника прокурора Ростовской районной прокуратуры Елены Чистяковой: «Мы не согласны с приговором и будем отстаивать свою позицию. Мы считаем, что согласно уставу предприятия, руководитель не имел права распоряжаться его финансами и имуществом по своему усмотрению, поэтому все-таки в его действиях есть состав преступления. Конечно, то, что дело находится на контроле Генеральной прокуратуры, требует от нас особо тщательного подхода к нему».
Комментарий юрисконсульта АТП Валерия Чентаева: «Прокуратура не учитывает один момент – наше предприятие, хоть и является муниципальным, но в то же время оно не бюджетное, а коммерческое. Мы находимся на хозрасчете, сами зарабатываем средства и сами вправе распоряжаться ими по усмотрению руководства предприятия. Леонид Егорович Рау дей-ствовал в соответствии с федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, принятым в 1995 году Государ-ственной Думой РФ. Согласно этому закону, юридические лица имеют право на бескорыстной, безвозмездной основе передавать гражданам и юридическим лицам имущество, денежные средства, выполнять работы, предоставлять услуги. Так что все действия директора абсолютно законны, в них отсутствует состав какого-либо преступления, что подтвердил и суд».