Михаил Зелепукин признал, что банкротство стало одним из эффективных способов криминального передела собственности. Есть люди, которые доводят до ручки вполне жизнеспособные предприятия, затем скупают активы по дешевке и перепродают втридорога. Зачастую этим занимается сам директор завода.
Областной прокурор также сообщил, что расследованы и направлены в суд уголовные дела на руководителей ОАО «Ярхимпромстрой». Два года назад строительный трест был ликвидирован. Но активы предприятия передали в другие фирмы.
– Шестиэтажное офисное здание ЯХПС на улице Победы вместе с земельным участком было внесено в качестве вклада в уставный капитал ООО «Управление организации строительства ЯХПС». Это имущество оценили в 26,6 млн. 600 тыс. рублей, хотя рыночная стоимость только одного здания составляет более 100 миллионов. Но на этом предприимчивые руководители не остановились. Трест передал свои доли во вновь созданных липовых структурах еще одной организации – ООО «ЯХПС-заказчик». Потом фирмы-пустышки ликвидировали, а трест ЯХПС так и не смог расплатиться по налогам, – пояснил Зелепукин.
Однако прокурор заметил, что в поле зрения правоохранительных органов попадают далеко не все подобные случаи. В 2004 – 2005 годах возбуждено только 25 уголовных дел по факту нарушения законодательства о банкротстве, из них 17 – по преднамеренному банкротству. В прошлом году судами рассмотрены пять таких уголовных дел, вынесено лишь три обвинительных приговора, и все не предусматривают реального лишения свободы.
– Органы следствия зачастую не в состоянии доказать причинно-следственную связь между неправомерными сделками и банкротством. В итоге виновные смеются над правоохранительными органами и продолжают преступную деятельность. Действительно, почему бы и нет? Риск невелик, зато, обанкротив и перепродав хотя бы одно предприятие, можно обеспечить себе хорошую жизнь. А ведь преступления в сфере экономики порождают коррупцию, – заметил прокурор.
Сейчас в области банкротится 600 предприятий, подавляющее большинство – в стадии конкурсного производства, то есть их имущество будет распродаваться. Прокурорскими проверками более чем на 130 предприятиях были выявлены факты многочисленных нарушений деятельности арбитражных управляющих.
– Зачастую процедура банкротства рассматривается арбитражными управляющими как быстрая и выгодная распродажа активов. Многим из них безразлично, что предприятие – это не только цеха, станки и земля, но еще и люди. Градообразующие и стратегические заводы для них обуза: мало денег, а возни много. Прямо скажу, практически нет примеров финансового оздоровления компаний по итогам деятельности арбитражных управляющих.
Контролем за управляющими занимаются региональные управления Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной регистрационной службы (ФРС). Однако их руководители Вячеслав Потапов и Лев Хориков признались, что у них нет законных возможностей полностью исключить злоупотребления при банкротстве. За полтора года налоговиками поданы только две жалобы на действия арбитражных управляющих. Управление ФРС не использует возможность обращения в арбитражный суд с просьбой об их дисквалификации. С 2004 года с подачи ведомств Хорикова и Потапова не было направлено ни одного материала в УВД и прокуратуру на предмет возбуждения уголовного дела против арбитражных управляющих.
– Наказывать можно и нужно практически всех управляющих, – считает областной прокурор. – Обращаю внимание коллег по правоохранительным органам: они не придут к вам сами каяться в грехах. Их преступную деятельность можно выявлять лишь по результатам оперативных мероприятий. Правоохранительные органы должны объединиться и покончить с беззаконием.
Губернатор Анатолий Лисицын пообещал от имени региональных и местных властей помочь силовикам. Областная и местные администрации будут давать прокуратуре всю информацию о возможных злоупотреблениях руководителей предприятий.