НЕКРОЛОГ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Роман Маевски достоин называться прямым наследником Остапа Бендера или, по меньшей мере, не самым худшим из учеников великого комбинатора. То есть мошенничал с размахом. Если бы судьба благоволила к Маевски и он успел бы как следует поучаствовать в приватизации или ей подобных общероссийских фокусах, то его имя сейчас, наверное, знал каждый гражданин РФ. А может и в списке миллиардеров в журнале «Форбс» фигурировал бы Роман Тадеушевич Маевски в компании с парой-тройкой других всем известных россиян. Однако в то время, когда каждому гражданину нашей великой державы обещали по две «Волги», Рома был ещё слишком молод и в полную силу развернуться не мог. А когда он вырос, то делить «заводы, газеты и пароходы» было уже поздно – всё расхватали. Но остались банки, в сейфах которых лежат деньги.
Весной 2005 года 32-летний Роман Маевски появился в кредитном отделе одного из крупных и авторитетных банков. Название банка известно всем, но упоминать его в связи с аферами хитрого Маевски неэтично, поэтому скажем просто: «...в кредитном отделе банка N, расположенном в центре города Ярославля». Там Маевски предъявил фальшивые справки, из которых следовало, что человек он не бедный, а 550 тысяч «на неотложные нужды» ему понадобились в общем-то случайно, и он в установленные договором сроки сможет вернуть долг с положенными процентами. Правда, в справках ни слова не говорилось, что заёмщик вернуть долг захочет, но это уже детали.
После переговоров и проверок кредит Маевски получил и вскоре начал возвращать, как положено по договору – частями. Отдал 190 тысяч и исчез. Видимо, «брать чужие деньги и на время, а отдавать свои и навсегда» ему не понравилось, и аферист нашёл более достойное занятие. Через полтора месяца он разыскал простого и честного ярославца, согласившегося оказать Маевски маленькую услугу. А именно: взять на своё имя кредит в том же самом банке (и даже по тому же самому адресу). Маевски снабдил помощника фальшивыми справками, тот получил 570 тысяч и в тот же день передал своему «идейному руководителю» под расписку. Часть денег в банк постепенно вернулась – около половины суммы. Вторая половина растворилась в карманах мошенников.
Операция была повторена через месяц, затем ещё и ещё раз. И каждый раз находились добрые люди, с дорогой душой согласные идти в банк с «липовыми» справками или выступать поручителями, а потом отдавать всё до копейки «мозгу» авантюры – Маевски. И расписки не забывали брать. В общей сложности «доить» банк помогали 23 ярославца – мужчины, женщины и даже одна семейная пара…
Разумеется, долго этот разгул продолжаться не мог – вмешались правоохранительные органы. Признаки «хищения чужого имущества в особо крупном размере» (ст. 159 ч.3 УК РФ) налицо. Паспортные данные Маевски известны всем пострадавшим. Но это не помогло – к материалам проверки была приобщена справка отдела загс Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. В ней чёрным по белому было отпечатано, что Роман Тадеушевич Маевски в феврале 2008 года в возрасте всего 35 лет отправился туда, где деньги уже не нужны. Интересно, если бы он знал свой день и час, то так же хапал бы кредиты или чем-нибудь другим всё-таки занялся бы?
После смерти Маевски было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Оказалось, что Роман Тадеушевич был истинным благодетелем своих «соратников по кредитам». Он повернул дело так, что никаких следов изготовителей фальшивых справок для получения ссуд (оформления поручительств) найти не удалось. Так и остаются фальшивки «шедеврами кисти неизвестного художника».
КТО ИЗ НАС «ПОПАЛ НА БАБКИ»?
А в действиях 23 соратников и помощников петербургского Бендера не нашлось признаков состава серьёзного преступления. То есть, конечно, кое-кто был признан виновным, но в «преступлении небольшой тяжести». Срок привлечения к ответственности за такие мелкие шалости уже истёк. Маевски теперь беседует с другими судьями, но банку-то каково? Если каждому проходимцу (пусть даже и «на венок» дарить) по три миллиона, где и набрать столько? А и правда – каково банку?
В силу требований профессиональной этики работники ярославских банков официально не комментируют данную ситуацию. В неофициальных беседах на эту тему они рассказали, что мошенничество остаётся серьёзной проблемой во всём мире и сверхсерьёзнейшей – в России.
Последний финансовый кризис в Америке (именно тот, из-за которого поползли вверх цены на бензин и продукты и несколько упал доллар) спровоцирован именно излишней доверчивостью американских банков к клиенту. А возможно – просто жадностью. Дело в том, что в сфере кредитования повсеместно сложилась негласная, но чётко действующая система. Если клиент платит запредельно высокий процент по кредиту – ему не задают лишних вопросов. А тех, кто берёт кредит с обычным процентом, проверяют на платежеспособность очень строго.
Американские банки в погоне за быстрыми сверхприбылями ссужали крупные суммы под людоедские проценты бизнесменам-авантюристам. Но при первом же колебании курса доллара ненадёжные фирмы «лопнули и банки вместо гигантских процентов получили кучу неотданных кредитов… Теперь на Западе в моде иной курс: лучше маленькая прибыль, но зато уж заёмщика разве что рентгеном не просвечивают. Вскоре эта практика придёт и в Россию. Время лёгких и быстрых кредитов заканчивается. Придётся попотеть, собирая пачки документов, проходя собеседования, и получить кредит сможет далеко не каждый. Таким образом, из-за деятелей, подобных Маевски, имя которым – легион, пострадают наиболее бедные потенциальные заёмщики.
Некоторые банкиры отказывались верить в историю Маевски. «Как же так – отказать в возбуждении уголовного дела?! – возмущались они. – Ведь есть же двадцать три человека, непосредственно принимавших участие в мошенническом получении кредитов, в обмане! Да они же, извините за выражение, «попали на бабки»!» Здесь с оскорблёнными в лучших чувствах финансистами согласиться, как ни хочется, но нельзя. «На бабки» никто из помощников мошенника не попал. Неповоротливая российская Фемида не хочет доказывать их вину. Ей удобнее верить, что подставные лица брали полумиллионные кредиты и тут же отдавали их Маевски «за красивые глаза» без всякой личной выгоды. Может быть, оскорблённым кредиторам нужно нанять бандитов, чтобы запугать недобросовестных должников, как это принято в некоторых слаборазвитых странах? Это невозможно, потому что просто невыгодно. Гонорар криминальных парней за «наезд» на лжепоручителей и лжезаёмщиков, пожалуй, превысит сумму неотданного долга…
Кстати, ещё неизвестно, действительно ли наследник Бендера отошёл в мир иной. Имея на руках три миллиона наличных, «изобрести» справку о собственной кончине и купить новый паспорт – в нынешних российских условиях задачка для пятиклассника. Конечно, три миллиона – это деньги небольшие. И для громадного банка, и для вора, который их присвоил. Так, мелочишка, стоимость неэлитной квартиры. Однако если он всё-таки жив и ему удастся повторить «ярославский вояж» в Липецке или Красноярске, да при том же результате работы правоохранительных органов – то это уже бизнес. А если Маевски и вправду умер – всегда найдутся подражатели.
Банкам остаётся лишь пугать всех тем, что «менеджмент финансовых рисков» – это целая наука, которую каждый банкир знает наизусть, что все варианты просчитаны, что у служб безопасности банков есть свои секретные методы. Если бы Маевски был жив, он нашёл бы, что на это ответить. Впрочем, он уже ответил.
Так что торопитесь с кредитами, граждане, через пару лет получать их станет намного труднее. И поэтому «попали на бабки» не банк, не Маевски, не его помощники, а мы – обычные граждане РФ в массе своей. Впрочем, нам не привыкать.