В отделе труда и социальной поддержки Ленинского района на учёте состоят более 500 ветеранов. По свидетельству соцчиновников, половина из них в начале мая явились в административное здание возле шинного завода или направили в собес своих детей, внуков и правнуков.
Что же привело в эти стены заслуженных ветеранов? А вот что. Не далее, как 6 мая 2008 года, ровно за день до официального сложения полномочий, Президент РФ Владимир Путин в преддверии празднования 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне пообещал целую армию «отдельных категорий граждан» обеспечить транспортными средствами, бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.
Тех инвалидов, которые обычно внимательно следят за распоряжениями руководителей государства, последний указ Путина несколько удивил. Ведь ещё 6 сентября 2007 года было принято постановление Правительства России № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счёт средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами соцзащиты населения субъектов РФ на учёт по обеспечению транспортными средствами».
Надо сказать, что на то постановление российские ветераны отреагировали довольно слабо. По той причине, что к этим посулам исполнительной власти у людей выработался стойкий иммунитет, плавно переходящий в банальный скепсис. Дескать, мало ли было всяких разных постановлений, которые потом благополучно не выполнялись. Ведь ещё с 2002 года фронтовикам-инвалидам обещали в подарок индивидуальные автомобили. А пожилые израненные ветераны как передвигались на своих двоих, так и передвигаются до сих пор. Причём многие, так и не дождавшиеся вожделенных легковых, уже ушли в мир иной.
Скепсис по отношению к правительственному постановлению держался стойко, несмотря на то, что для его выполнения был проведён тендер, по итогам которого Минздрав якобы заключил договор с «АвтоВАЗом». Компания обязалась поставить в регионы к 9 Мая этого года аж 11347 автомобилей марки ВАЗ-21074 для обеспечения ветеранов ВОВ. Но их, вставших в очередь до 2005 года, реально было намного больше – более 30 тысяч. Именно чтобы ускорить процесс обеспечения машинами, Президент РФ В. Путин за сутки до инаугурации своего преемника и подписал указ № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».
В народе поползли слухи (особенно после оптимистичного по духу выступления по центральному каналу главы Минсоцразвития Татьяны Голиковой), что вот теперь-то государство по полной программе выполнит свои обещания, которые уж седьмой год как законсервированы. В последнем майском указе Путина сказано, что, мол, государство в текущем году рассчитается с инвалидами ВОВ, инвалидами боевых действий, участников ВОВ из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, инвалидов из числа бывших узников концлагерей, гетто и т. д., вручив им бесплатно авто или выплатив по 100 тысяч рублей.
В атмосфере всеобщей предпраздничной эйфории народ как-то подзабыл пресловутую зурабовскую плюху, которая была нанесена в конце августа 2004 года посредством печально известного закона № 122, в котором пункт в законе «О ветеранах», где речь шла о бесплатном обеспечении автомобилями по медицинским показаниям, был убран. Соответственно перестали выдавать справки претендентам на авто во ВТЭКах.
Многие ветераны не услышали в телевизионных речах руководителей государства упоминания о том, что автомобиль положен только тем, кто встал на учёт до 1 января 2005 года.
– Вот и попались многие в эту мышеловку, – говорит главный специалист сектора по делам ветеранов и инвалидов войны отдела труда и соцподдержки населения Ленинского района Зинаида Воробьёва.
– Был шквал звонков, ветераны, ссылаясь на указ президента, требовали сатисфакции. Здесь сработал человеческий фактор: люди хотели и видели только одно – что им положено или 100 тысяч или автомобиль. По кабинетам собеса 17 июля ходил, например, участник войны Анатолий Иванович Ширшов и требовал свои законные 100 тысяч. Когда сотрудники заводили речь про 122-й закон, старый фронтовик немедленно переходил в контратаку:
– Это меня не касается. Я воевал, поэтому заслужил машину, но согласен и деньгами взять.
– Конечно, мы в течение по крайней мере двух месяцев испытывали настоящий кошмар, но людей понять можно, – говорит Зинаида Филипповна. – Ветераны устали от обещаний. Обещанные сегодня машины и деньги – это не благо, не льгота, это долг, который государство пытается возвратить. Ну как-то некрасиво получается.
И в самом деле, ведь многие участники войны заявления подали ещё в 2002 году, но до сих пор не получили обещанного. Очередь на бесплатные машины все эти годы сокращалась лишь за счёт... естественной убыли ветеранов. А те, кто остался жив, махнули рукой и перестали ходить за справками во ВТЭК.
Выходит, если больной, израненный бывший солдат провалялся в госпитале, тратил время на хлопоты о протезах, выстаивал в очередях за лекарствами и потому недосуг ему было уследить за чиновничьими игрищами, то после 1 января 2005 года он уж и не ветеран вовсе, а так...
А многие от ран, от обид и унижений, даже успевшие вскочить в последний вагон до 1 января 2005 года, так и не дождались «письма счастья» из собеса.
Иван Филиппович Шепеленко, дисциплинированно вставший в очередь на авто в 2003 году, умер в 2005-м, не дожив до 80-летнего юбилея. В феврале 2004 года заняла очередь на автомобиль ветеран войны Мария Александровна Волкова, а в декабре того же года жительницы Ленинского района не стало. Четыре года как мог держался в очереди бывший фронтовик Семён Арсентьевич Падалко. Скончался нынче накануне Дня защитника Отечества.
А всего 19 фронтовиков только одного района Ярославля несколько лет простояли в очереди, так и не дождавшись её конца...
После предпраздничного президентского указа департамент труда и соцподдержки населения Ярославской области в лёгкой панике. Начальник отдела социальной защиты (до реорганизации) ветеранов Анна Титова срочно просит своих подчинённых на местах представить списки инвалидов войны, желающих получить бесплатно либо авто либо 100 тысяч рублей. Сотрудники собесов мечутся по домам, звонят в другие города, где ветераны живут у детей и внуков, просят срочно подтвердить своё намерение получить машину или деньги.
Больно и горько за ветеранов, героически сражавшихся за своё Отечество.