– Для пессимиста 50 лет – почти закат жизни, всё лучшее позади. Для оптимиста – чудесный возраст, когда приходит более глубокое понимание жизни, когда ещё много сил, желаний и возможностей. А что для вас – 50 лет?
– Во-первых, к этому возрасту у меня появилось больше уверенности в себе: состоялась личная жизнь, есть дочь, два внука. Причём второму внуку дали мою фамилию – он Семён Борков. Это даёт уверенность: мой род продолжится, для меня это важно. Во-вторых, именно теперь стабилизировалось положение в обществе настолько, что мы понимаем, как и куда двигаться. Это тоже очень важно. И третий момент – пришёл опыт в работе, умение видеть перспективу и прогнозировать.
– Если вспомнить прошлое – как вы оказались на этой службе, не с детства же мечтали о работе в ГАИ?
– Нет, конечно. После школы поступил в политехнический, но рано женился – надо было учиться и семью содержать. Тогда студентов брали на работу в милицию, и я пошёл. Зарабатывал 200 рублей да ещё стипендия – по тем временам приличная сумма. Работал и учился на дневном отделении автомеханического факультета. Когда окончил, то пошёл в ГАИ.
– А какие годы для вас были самыми трудными?
– Очень тяжело вспоминать начало 90-х. Тогда мы все летели в пропасть, что говорить о ГАИ! Здесь имели одну «Волгу» для сопровождения. Когда в область приезжал Ельцин, будучи ещё председателем президиума Верховного Совета РФ, его сопровождали на «Жигулях» шестой модели. Выехали на трёх автомобилях, а до Ярославля добралась только одна машина. Такая тогда была техника.
– Как вы полагаете, культурное поведение водителей и пешеходов на российских дорогах – это фантастика или реальность?
– Когда идёт такой вал нарушений – более 700 тысяч в год, трудно решить сразу все проблемы. Но ситуация начала меняться – с повышением суммы штрафов какие-то нарушения уходят. Так что не далёк день, когда всё-таки найдём время для того, чтобы приучить водителей на переходах уступать дорогу пешеходам.
– Как часто вы задумываетесь над какими-то глобальными, мировыми, философскими проблемами?
– Честно говоря, совсем нечасто. Думаю, что ответы на многие жизненные вопросы можно найти в церкви. Когда бываешь в храме – выходишь умиротворённым, расположенным к добру. Я это почувствовал на себе.
– Основа всей человеческой жизни – нравственность. А вам не кажется, что сохранить нравственность тем труднее, чем выше человек поднялся по карьерной лестнице?
– Согласен. Чем выше лестница, тем тяжелей сохранить себя.
– Какие требования вы предъявляете к себе как к руководителю?
– Железный, стопроцентный профессионализм. Всё знать невозможно, но надо стараться как можно больше узнать. Мои нерабочие-рабочие воскресенья я отдаю знакомству со всем новым в профессии. Незнающие люди мне просто неинтересны.
– Если в молодости многое делается неосознанно, без особых размышлений, то в 50 лет человек уже задумывается о своём назначении в жизни, ставит перед собой более конкретные, осмысленные задачи. Какие у вас планы на ближайшие лет двадцать?
– Есть желание работать. И сейчас, наверное, как никогда, потому что проблемами безопасности движения стали заниматься на самом высоком уровне. Вышел федеральный закон, укрепляется техническая база. Раньше сидишь, думаешь, как лучше, и часто – в стену лбом. Теперь всё изменилось. Уже много сделано, чтобы получить конкретный результат. А стремление только одно: чтобы на дорогах погибших было меньше. Я уже в том возрасте, когда необходимо сознавать – ты что-то сделал для людей.