С вопросами читателя мы обратились за разъяснениями к заместителю губернатора Ярославской области Виктору Костину:
– Конечно, нет. Речь об отмене каких-либо мер социальной поддержки не идёт. Просто необходимо систематизировать все многочисленные законы и постановления, касающиеся социальной поддержки, в едином документе. И, разумеется, финансирование социальной поддержки из областного бюджета ничуть не уменьшится. Просто эти деньги будут использоваться более рационально и эффективно. Такие цели мы ставим при разработке нового закона.
Действительно, потребность в систематизации социальных законов назрела давно. Не считая федеральных законов, только на областном уровне сейчас действуют более тридцати принятых за последние 10 лет законов о различных мерах социальной поддержки. Кроме того, есть ещё огромное количество постановлений, конкретизирующих эти законы и порядок их применения. Да ещё и всевозможные ведомственные нормативные акты! Разобраться во всём этом может только специалист. А люди зачастую и не знают, что именно им положено по какому-либо закону. Вот что рассказала нам пенсионерка Альбина Титова:
– Мой отец был арестован и вскоре расстрелян в 1937 году – за несколько месяцев до моего рождения. Однажды в какой-то газете я прочитала, что закон относит таких, как я, к членам семьи репрессированного, и я в связи с этим тоже имею право на определённые льготы, в частности, по квартплате. Пошла в собес, а там мне говорят: где же вы раньше были? Ведь эта льгота действует уже несколько лет, и вы давно могли бы ей пользоваться! Надо было обратиться к нам раньше.
– Случай этот не такой уж и редкий, – прокомментировала ситуацию директор областного департамента труда и социальной политики Лариса Андреева. – Поэтому мы сейчас и собираемся свести всё законодательство по мерам социальной поддержки различных категорий граждан в единый документ, за всеми законами люди уследить не в состоянии. И часто не знают своих прав. Бывает, обиженные граждане пишут жалобы аж президенту. Хотя достаточно просто прийти в районный отдел социальной защиты, где наши сотрудники разберутся в ситуации и оформят все положенные льготы.
Однако ситуация ещё сложнее. Во-первых, число категорий льготников огромно – несколько десятков. И многие граждане, бывает, относятся сразу к нескольким категориям. Допустим, человек является ветераном труда и одновременно участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В первом случае ему положен один определённый набор мер социальной поддержки, во втором – другой. Часть этих льгот совпадает, но есть и отличия.
– Мы нередко обнаруживаем, что в наших отделах на одного и того же человека заведено несколько дел. Каждое в своём отделе. Потому что человек этот имеет право на социальную поддержку сразу по нескольким основаниям, – рассказывает Лариса Андреева. – И что получается? Мало того, что наши сотрудники делают двойную и тройную работу. Самому льготнику достаётся сколько мытарств! Оформляя права на меры социальной поддержки по каждому из оснований, он вынужден собирать двойное и тройное количество справок! Причём часть справок одна и та же – о составе семьи, о доходах, размере пенсии, о размере квартплаты и так далее. И каждая справка – это хлопоты, сидение в очередях... Разумеется, нужна систематизация. Такая, чтобы все данные о каждом человеке, получателе социальной поддержки, имелись в единой компьютерной базе данных. Поэтому конечной целью работы должно стать не только принятие единого социального кодекса, но и составление единого социального регистра. То есть компьютерной базы данных на всех получателей льгот.
Сейчас обычно сложная ситуация возникает, если человек приходит в органы социальной защиты с просьбой о разовой материальной помощи. Чтобы решить вопрос о её выделении, надо определить, действительно ли человек в такой помощи нуждается. То есть посчитать его реальное материальное положение с учётом всех льгот и всех социальных выплат. А сделать это ох как непросто. Поэтому социальный регистр – единая компьютерная база данных очень необходима. Но и создать её трудно. Для этого надо свести воедино базы данных различных ведомств, в том числе и федеральных. Сейчас в Угличе в порядке эксперимента работает группа питерских программистов, которая пытается это сделать. Потом опыт будет распространён на всю область.
И это далеко не все сложности, которые предстоит преодолеть создателям социального кодекса из областного правительства. Ведь департамент труда и социальной политики – это лишь одно из ведомств, занимающихся льготами и другими мерами социальной поддержки. Определённые льготы предоставляются гражданам и в других сферах – в образовании, здравоохранении, в сфере ЖКХ и строительстве, на транспорте, в сфере занятости... Как свести всё это воедино, я лично просто не представляю!
– Большой трудностью является то, что в трёх десятках законов, касающихся мер социальной поддержки населения, есть некоторый разнобой, – подтвердили мою мысль начальник областного управления по взаимодействию с законодательными органами Олег Килипченко и начальник юридического отдела этого управления Михаил Морозов. – Отчасти они дублируют друг друга, но в то же время опираются на разные термины. Так, например, в одном законе речь идёт о льготах для пенсионеров, а в другом – о льготах для «граждан пожилого возраста». Есть меры социальной поддержки для многодетных семей, а есть для «детей из многодетных семей», и есть ещё просто для детей. В принципе, всё это нужно приводить к единому знаменателю.
– Затеянная правительством области работа по систематизации законодательства о мерах социальной поддержки мне лично кажется просто неподъёмной! А в других-то регионах есть такой опыт по созданию единого социального кодекса? – спрашиваю я заместителя губернатора Ярославской области Виктора Костина.
– Конечно, мы не знаем всего, что происходит во всех регионах страны. Знаем лишь о некоторых попытках сделать что-то в этом направлении. Так, кое-где приняты «социальные кодексы», но на поверку оказалось, что там просто собрали все социальные законы в одну книжку, а глубокую систематизацию их провести всё-таки не смогли, – отвечает он.
– Стало быть, правительство Ярославской области – первопроходец?
– Похоже, что так. Впрочем, мы опираемся на документ, известный как «Сибирское соглашение». В нём руководители нескольких регионов попытались систематизировать и определить основные понятия в области социальной политики. Это уже немалый шаг вперёд. На основе этих понятий мы намерены продолжить работу по систематизации социальных законов. Ну, а в конечном итоге, я думаю, дело придёт к тому, что единый социальный кодекс будет разрабатываться и на федеральном уровне.
– А работу над областным законопроектом когда планируется закончить?
– Мы рассчитываем вынести законопроект на рассмотрение депутатов уже осенью, после думских каникул, с таким расчётом, чтобы он был принят до того, как будет приниматься бюджет. Ну, а работа над созданием единого социального регистра будет продолжаться в дальнейшем. Дело это действительно очень непростое и трудоёмкое.