Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 20 марта 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/12021/

Право на обращение

рубрика: Происшествия
Автор: Олег ФИСУН

Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также к их должностным лицам – это конституционная норма, закреплённая в статье 33 Конституции Российской Федерации.


А по сути, право граждан на обращение – это одна из форм непосредственной демократии, канал обратной связи между гражданами и властью. Обращаясь лично и письменно, индивидуально и коллективно, граждане не только защищают свои конституционные права и интересы, но и информируют власть о нерешённых в обществе проблемах, нередко высказывают своё мнение о том, как эти проблемы следует решать. В обращениях зачастую даётся оценка действий того или иного должностного лица, звучат критика или одобрение проводимой работы. Своими обращениями граждане, безусловно, воздействуют на власть, на принимаемые властью решения, а значит, и на управление страной. Чтобы этот путь к демократии через право был реальным и эффективным, а одна из важнейших функций государства – работа с обращениями – получила новый импульс, со 2 ноября 2006 года действует новый федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Этот закон устанавливает чёткие правила как для граждан, обращающихся к власти, так и для должностных лиц, которые эти обращения рассматривают. И у гражданина, и у должностного лица права и обязанности находятся в тесной взаимосвязи и составляют ту технологическую цепочку, которая образуется от написания обращения до получения ответа. Что же даёт закон гражданину?

Во-первых, право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В любой момент можно обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Во-вторых, закон предоставляет гражданину право знакомиться с документами и материалами, которые касаются рассмотрения обращения. Ну а если кого-то не устроил ответ, то можно его обжаловать или в вышестоящий орган, если такой имеется, а если нет, то в суд.

Можно ли критиковать? Закон на это отвечает утвердительно. Более того, в законе записано, что преследование гражданина за критику запрещено. Правда, каких-либо санкций за нарушение этого запрета пока что не установлено. Закон не допускает разглашения сведений, содержащихся в обращении, в том числе сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия.

В законе сформулированы и обязательные требования к письменному обращению. Хотя обращение и пишется в произвольной форме, однако обязательно указывается государственный орган или орган местного самоуправления, или должностное лицо, которому адресуется обращение, а также, по какому почтовому адресу и кому должен быть направлен ответ. В обращении должна быть дата обращения и личная подпись.

Обращение должно быть разборчивым и понятна его суть. Граждане имеют право к своему обращению приложить документы и материалы, которые подтверждают их доводы, а также обратиться с просьбой об их истребовании из какой-либо организации или учреждения.

Итак, гражданин отправил письмо по какой-то проблеме в государственный или муниципальный орган или должностному лицу. Закон обязывает чиновника в трёхдневный срок зарегистрировать это обращение и через 30 дней направить ответ по существу. Если обращение направлено не по компетенции, чиновник обязан в течение семи дней переадресовать его в тот орган и тому должностному лицу, который вправе разрешать поставленные в обращении вопросы. Об этом обязательно уведомляется гражданин.

Могут ли быть у гражданина проблемы с получением ответов на обращение? Могут. Во-первых, если не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, не указана фамилия гражданина, направившего обращение.

Во-вторых, если текст письменного обращения написан настолько неразборчиво, что не поддаётся прочтению.

В-третьих, если в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

Это не что иное, как злоупотребление правом на обращение.

В-четвёртых, если гражданину не менее трёх раз давался ответ по одному и тому же вопросу, а он продолжает писать, не приводя новых доводов и обстоятельств, переписка с ним по решению должно­стного лица может быть прекращена.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Закон является удобным для гражданина, но не универсальным. Этот закон действует только в досудебных отношениях. Поэтому не случайно в законе оговорено, что обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Каких-либо сокращённых сроков рассмотрения отдельных видов обращений данный закон не устанавливает. Закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо рассматривать обращения граждан объективно, всесторонне и своевременно, а в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение, и принимать меры по защите нарушенных прав, свобод и интересов.

Для гражданина знание этого закона и умение им пользоваться – первый шаг по защите своих прав и интересов.