Дерзкие и жестокие
В начале ноября воспитанник коррекционного детского дома, что находится на улице Летной во Фрунзенском районе Ярославля, зарезал одного своего приятеля и ранил другого. Вся троица находилась в состоянии алкогольного опьянения, но воспитатели почемуто этого не заметили и забили тревогу лишь после того, как пролилась кровь.
Как выяснилось, любовь к холодному оружию парень питает уже давно: пару лет назад он привлекался за подобное преступление. Подросток угрожал убийством знакомым своей семьи, а потом из хулиганских побуждений порезал ножом мужчину. Тогда всё, к счастью, обошлось без смертельного исхода.
Судья Красноперекопского районного суда Татьяна Веселова работает в правоохранительной и судебной системах уже 22 года и, по её словам, преступления, на которые идут подростки, с каждым годом становятся всё более дерзкими, жестокими и изобретательными.
– Не так давно рассматривалось уголовное дело, по которому обвиняемым проходил 16летний подросток, угнавший машину, – рассказывает Татьяна Александровна. – Он приметил иномарку, которая стояла во дворе частного дома, заказал эвакуатор и, когда хозяев не было, перевёз автомобиль в пункт приёма металлолома. Там, не спросив даже документов на машину, ему заплатили три с половиной тысячи рублей, часть из которых парень отдал за услуги эвакуатора.
Но это только цветочки, да ягодки уже созрели. Год назад компания подростков до смерти забила своего ровесника, который отказался отдать им сотовый телефон. Сначала его просто били, а потом один из преступников положил голову и так едва живого молодого человека на бордюр и стал по ней прыгать…
Другой похожий по «способу умерщвления» случай. Подросток, изза того, что бабушка отказалась дать ему денег на пиво, сначала ударил старушку, а потом прыгал на ней, пока та не умерла.
Ещё пример, в котором тот, кто на самом деле должен был сидеть на скамье подсудимых, оказался потерпевшим.
– Трое парней украли со двора четырёхмесячного щенка овчарки, – рассказывает Татьяна Веселова, – затащили его в гараж, били, подвешивали за хвост, в общем, издевались как могли, как фантазия подсказывала. Потом разрезали пса на части, как подростки потом говорили, для того, чтобы продать на рынке мясо. Часть туши один паренёк даже принёс домой, предложил бабушке холодец сварить, но та, увидев, чье это мясо, спокойно отказалась.
Кода хозяин спохватился и начал искать щенка, один из живодёров отвел мужчину в гараж, где лежал разрезанный труп животного. Поняв, что произошло, тот, кто с моральной и нравственной точки зрения и является потерпевшим, не выдержал и ударил подростка. За что и попал на скамью подсудимых.
Суд, учтя все нюансы дела, приговорил хозяина щенка к условному сроку наказания. По факту жестокого обращения с животным даже не было заведено уголовного дела – у живодёров нашли отклонения в развитии.
– Подросток, который выступал в качестве потерпевшего, так спокойно говорил о произошедшем, что становилось не по себе, – вспоминает судья. – Рассказал во всех деталях, с подробностями. Как объяснить такую немотивированную жестокость, я не знаю. Сегодня он повесил собаку, а завтра сделает то же самое и с человеком. Складывается ощущение, что родители смотрят на всё, что творят их дети, сквозь пальцы, до воспитания своих чад у них будто руки не доходят.
Инфантильные родители
Интересный и во многом показательный случай произошёл на родительском собрании в одной из школ Дзержинского района Ярославля. На жалобу учительницы на поведение школьника его мать отреагировала по меньшей мере странным для родителя предложением поставить подростка на учёт в отдел по делам несовершеннолетних. Дескать, пусть люди в погонах научат его умуразуму. О том, что тем самым она на всю жизнь поставит на парне клеймо, мать, повидимому, не думала.
– В основном преступления совершают те подростки, что предоставлены сами себе, – говорит старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Юрий Филиппов. – Родители пьют, и ребёнку приходится добывать себе пропитание самостоятельно. Поэтому работу прежде всего надо начинать с семьи. В законодательстве существует и административная, и уголовная ответственность родителей за невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей.
За девять месяцев текущего года органами прокуратуры возбуждено 241 уголовное дело в отношении родителей несовершеннолетних. До суда дошли почти все, но свободы никто из нерадивых пап и мам так и не лишился. А урок, возможно, был бы неплохой…
Как показывает практика, часто без надзора оказываются дети из неполных семей. Родитель работает за двоих, ему надо обуть, одеть, накормить чадо, а на воспитание уже ни времени, ни сил не остаётся.
– Родители стали инфантильными, им всё равно, где и с кем их сын или дочь, – разводит руками Татьяна Александровна Веселова. – Иногда ребёнок рассказывает, что был в боулинге, а на какие деньги он туда ходит, мама или папа даже не поинтересуются: не по улицам бродил и хорошо. То, что подросток пьёт пиво, воспринимается уже как вполне нормальное явление. А на суде спрашиваешь парня, на что он ворованные деньги потратил, отвечает: «на пиво».
Нередко на заседании мама старается выгородить своего ребёнка и на вопрос, как бы она охарактеризовала своего сына, отвечает: «хороший». При этом сама стоит в синяках, которые ей наставило любимое чадо.
НЕ ПОСАДИЛ – НЕ НАКАЗАЛ?
для многих подростков авторитет «топтавшего зону» товарища оказывается сильнее авторитета родителей и страха наказания, которым грозит уголовный кодекс. нередко в делах несовершеннолетних подсудимых можно встретить приписку «имеет связь с ранее судимыми». часто ребята идут на преступления под предводительством взрослого друга. но в основном подростки, повинуясь стадному рефлексу, совершают преступления «за компанию» с ровесниками.
– если лидер начал что-то делать, то остальные следуют его примеру, – говорит юрий филиппов. – был случай, когда группа подростков забила до смерти пьяного мужчину. кто-то начал, другие поддержали, причём в компании были и девочки, и били они наравне с ребятами. преступления, совершённые подростками, вообще отличаются особой жестокостью. если взрослый во время ссоры просто ножом пырнет, то они могут без всякой видимой причины либо камнями закидать, либо затоптать.
многие сотрудники правоохранительных органов называют компании несовершеннолетних стаями волчат, от которых простые люди практически никак не защищены. но стая эта нападает только на тех, кто заведомо слабее их: таких же подростков как они, женщин, подвыпивших мужчин либо бомжей. и тогда лучше сразу отдать всё, что они требуют, иначе спасение кошелька может стоить жизни.
– если подросток начал совершать преступления, то он так и будет это делать, пока милиция его не остановит, – поясняет юрий константинович. – чувство страха полностью исчезает, молодой человек думает, что если в первый раз не поймали, то и потом не поймают. как-то задержали подростка за кражу, а он взял да и рассказал еще о 40 эпизодах. может, хвалился, а, может, и раскаивался. причём по некоторым кражам, им совершённым, не было даже заявления от потерпевших, адреса парень не помнил, возили его по городу, он места показывал.
но несмотря на то, что подростковая преступность стала настоящей проблемой страны, закон к несовершеннолетним правонарушителям крайне лоялен. законодательство построено на принципе «не навреди подростку». несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что есть шанс перевоспитать его другими мерами. если взрослый человек, имея условную судимость, совершит ещё одно преступление, то он со стопроцентной гарантией получит уже реальное наказание, а не достигший 18-летия молодой человек условные судимости может коллекционировать. решение отправлять или не отправлять за решётку подростка, который не в первый раз нарушил закон, судья принимает по собственному усмотрению.
– я не сторонник строгого наказания для несовершеннолетних, главное, чтобы оно было неотвратимым и способствовало перевоспитанию, – поясняет юрий филиппов, – но когда судья в третий раз даёт условный срок, это вызывает недоумение. молодые люди ведь что думают: если не посадили, так, значит, всё обошлось и можно продолжать делать то, что делал.
повинную голову меч не сечёт
а вот судья красноперекопского суда татьяна веселова с юрием константиновичем согласна не во всём.
– одного и того же подростка можно судить и три, и четыре раза и при этом назначать ему условное наказание, – говорит она. – я всегда предоставляю человеку последний шанс и только когда вижу, что не посадить уже нельзя, стараюсь дать минимальный срок. ведь если несовершеннолетний попадает в колонию, через несколько лет оттуда выходит уже настоящий преступник. часто подросток не признаёт вину на следствии, а в суде начинает всё рассказывать – и это уже первый шаг к исправлению. а повинную голову меч не сечёт. но это не значит, что нужно всех жалеть, молодой человек должен осознать весь тот ужас, который он совершил.
одним из главных способов борьбы с преступлениями остаётся профилактика. полтора года назад в области были созданы мобильные группы, в которые вошли представители комиссии по делам несовершеннолетних и молодёжных организаций, органов внутренних дел, образования, социальной защиты и здравоохранения, опеки и попечительства. в вечернее время представители этих структур выезжают на места скопления молодёжи: в клубы, к школам, в парки, по возможности контролируют её отдых.
не так давно была введена должность школьных инспекторов, но их пока не так много, как хотелось бы: всего 28 в ярославле и 40 в области. эти люди проводят лекции и беседы с подростками и их родителями, следят за дисциплиной в вверенном им учебном учреждении.
на программу по борьбе с подростковой преступностью на этот год было выделено 3 млн. 258 тысяч рублей, почти 70 процентов которых уже пущены в дело.
возможно, благодаря профилактическим работам правонарушения среди несовершеннолетних сократились на семь процентов.
– в первом квартале 2007 года наблюдался рост преступности почти на 14 процентов, но итоги девяти месяцев оказались лучше, чем в прошлом году, – говорит юрий филиппов. – количество убийств и изнасилований сократилось в два раза.
и всё-таки, пока подросткам будет нечем себя занять, вряд ли кривая преступности резко поползёт вниз. но вот парадокс: в действующие кружки и секции ходят в основном благополучные дети, «трудных» туда затянуть нелегко. многие традиционные институты, такие как семья и школа, теряют своё значение, а на смену им ничего кроме «института улицы и подворотни» НЕ ПРИХОДИТ.