В старом Новинском парке
В Некоузе готовятся отметить день рождения русского драматурга А. В. СуховоКобылина (1817 – 1903). Нынче дата круглая – 190 лет. Александр Васильевич – автор трилогии для театра «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Больше ничего значительного не создал, однако эти пьесы через 150 лет актуальности не потеряли. «Было на землю нашу три нашествия: набегали татары, находил француз, а теперь чиновники облегли», – говорит персонаж «Дела». – Хоть цензуру вводи...»
Неизвестно, будут ли произносить подобные цитаты на официальном празднике, который готовит центральная районная библиотека. А в Новинском, где было поместье драматурга, заботятся о простых вещах. От его имения остался парк с деревьями в два обхвата. Если районный сценарий потребует прогуливаться в нарядных платьях, имитируя дворянскую жизнь, аллеи и поляны надо выкосить от бурьяна. Это забота местного Дома культуры. В прежние годы при ДК действовал трудовой лагерь: подросткам 14 – 18 лет оплачивали работу, а они занимались благоустройством территории села и парка. Много успевали: косили, вырубали кустарник, прибирали на кладбище, сооружали скамейки... Работали с желанием: деньги небольшие, а семье подмога. Но нынче это дело в Новинском не профинансировали, и репейник взял своё.
Что касается творчества СуховоКобылина, им тут мало увлекаются: трудное чтение. Однако печальную судьбу драматурга знают хорошо по телевизионному сериалу. В ДК оборудована комната: стол, стул, чернильница – а что ещё писателю нужно? И стенд со стандартным набором сведений. Развитием темы заняты в райцентре. Она и там неглавная: теперь в моде Ситская битва. На Сить устремлены силы и средства: многолюдные гулянья с участием духовенства, тусовки в средневековых доспехах, состязания ремесленников...
А в Новинском наметился собственный праздник. Прямо страшно сказать: здесь практикуют языческие обряды. На Ивана Купалу в Новинское стеклось множество народа. Коробейники торговали букетами целебных трав, амулетами из корней папоротника, соломенными чучелами... Дачники расхватали всё в считанные минуты – стосковались по природе, бедные. И дальше понеслось: конкурс косарей, прыжки через костёр, кадриль на поляне, водный волейбол на реке... Всем заправлял царь Берендей. Требовалось както уладить разногласия с официальным культом. Нашли выход: нарядили добровольца – и он отпустил веселящимся грехи за их «бесовские игрища», побрызгав из ведра малярной кистью. Не кощунство, а скоморохи, народный театр – вот что это было. И тень СуховоКобылина рядом.
Музей в коробках
Село Веретея в Некоузском районе – печальное место. Здесь гдето у берега Рыбинского водохранилища братские могилы заключённых Волгостроя. Может, и не найти уже. Время быстро сглаживает землю и человеческую память. Сведения о прошлом пытаются сохранить местные краеведы. Вот хотят поставить погибшим памятный крест. Это часть программы краеведческих чтений, их намерены провести незадолго до праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в селе – храм Покрова. Чтения будут посвящены памяти Николая Макаровича Алексеева, директора музея Мологи, скончавшегося минувшим летом. Веретейская волость была частью затопленного Мологского уезда.
Местной школе исполняется 160 лет. Эту дату она отмечает в минимальном составе: в селе учатся только начальные классы, в них шесть детей. Старших возят в Борок. Здание школы в Веретее, перестроенное из прежнего ещё в 1903 году, стало непригодным для занятий. Теперь, когда в нём отключили отопление и электричество, разрушение пойдёт быстро. Но там остался музей. Его статус – школьный. Есть сотрудник – организатор экскурсий отдела культуры района Галина Владимировна Бурша. Летом она занималась инвентаризацией, укладывала экспонаты в коробки, наиболее ценную часть перевезла в надёжное место.
Тут собраны документы по истории образования и жизни государственных крестьян в Мологском уезде. Об открытии ими школ, о поддержке этих начинаний высшими кругами русского общества – принцесса Ольденбургская покровительствовала Веретейской школе. Из её стен вышли академики – геохимик Сауков, нейрохирург Куприянов. Деятельный священник Ельниковский успевал не только духовно окормлять паству, но ещё занимался внешкольным образованием, организацией молочной артели и общества пчеловодов... Ну и так далее – всё это надо показывать и рассказывать об этом людям, потому что подобные экскурсии внушают оптимизм. Однако экспонаты находятся в коробках, а где их можно распаковать – неизвестно.
Власти поселения рассматривали несколько вариантов помещения для музея. Оставить в школе на первом этаже – его можно использовать, если будет отопление, но оно недёшево обойдётся. Дом, где находится аптека, которая сейчас работает два раза в неделю до полудня. Однако срок её лицензии не закончился, а пока её не переведут в другое здание, музею туда нельзя. Наконец, так называемый спортзал в Доме культуры – приспособленное помещение бывшей котельной. Но оно проходное, его надо ремонтировать – и это дорого. Словом, в скором времени музей не откроется, туристы не придут, экскурсий не будет. А меценаты в подлинном смысле слова здесь не появляются: если ктото соглашается вложить деньги в культуру, то сначала требует чтото для себя, сугубо материальное – землю или недвижимость.