Жена кротолова
В деревне Пушкино, что на границе Некоузского и Брейтовского районов, два престольных праздника: Знамение – зимний, летний – Петра и Онуфрия. Нынче отмечали его весело: из райцентра приехал гармонист навестить родню. Тут одиннадцать лет гармошки не слышали, обрадовались, собрались – пели, плясали.
На зиму в Пушкине остаются пятнадцать жителей-пенсионеров, из них только двое мужчин. Колхоз «Верный путь» развалился, работы нет, молодёжь подалась в города. И настоятель храма из ближнего села Воскресенского уехал, получил назначение в Новый Некоуз. Весной старики продали свою землю – колхозные паи: кто за 15 тысяч, кто за 10. Теперь сетуют на жуткое время: куда, мол, ни пойдешь – везде всё частное, того гляди, кладбище скупят...
Дорога в Пушкино хорошая – асфальт. За это люди вспоминают добрым словом бывшего председателя колхоза Владимира Ивановича Овчинникова, в восьмидесятые годы он проложил везде хорошие дороги, до каждой фермы. Их было три, а ещё телятник, свинарник... О временах своего детства нынешние жители деревни говорят: сто косцов выходили в поле, а нас, мелочь, и не считал никто... Теперь всё заросло. По асфальтированной дороге в Пушкино приезжает автолавка с продуктами. «А тряпок нам уж не надо», – сказала Нина Александровна Молодцова.
Кротовой шубы она себе не справила. Хотя была женой знаменитого кротолова Валерия Михайловича Молодцова. Он работал егерем в охотничьем хозяйстве и считался лучшим специалистом по кротам. Ловил только самцов, а самок отпускал – они дадут приплод, ему доход. Денег зарабатывал много, но не считал. Дома имелись машина, мотоцикл, «Буран»… Умер десять лет назад, и следа от советского достатка в хозяйстве уже не осталось. А Нина Александровна до пенсии трудилась дояркой. За семь километров ходила работать на телятник. Теперь занимается огородом: «Целый день с полохалом этим» – с парниками то есть. На зиму сын заготовит ей дров, на лето привёз внука. Ох мальчишка гармошку любит! Прямо сам не свой от этой музыки. Вот был бы гармонист – первый парень на деревне! Да не судьба.
Цветы ее жизни
Елена Геннадьевна Виноградова заведует фермой и живёт в деревне Крестцы, что в Пошехонском районе. Двадцать лет назад её семья получила дом от колхоза. Отдав должное огороду, Елена Геннадьевна приступила к исполнению мечты – цветнику. Теперь он занимает две сотки. И постоянно меняется в зависимости от новых идей хозяйки: сама изобретает, усваивает чужой опыт и черпает сведения из журнала «Сад своими руками». Не люблю, говорит, статики. В этом сезоне у неё в моде бордюры из настурции, бархатцев, наперстянки. Клумбы из тюльпанов, пионов и астр. В будущем планирует почвопокровные растения и покорение альпийской горки, которая пока не удалась. Городских дачников такими развлечениями не удивишь. Но Елена Геннадьевна – деревенская, ей столько всего надо успеть и на ферме, и дома, где муж и двое сыновей. А тут ещё цветник – вот что интересно.
Дела Красавиных
В пошехонской деревне Якушёво не нахвалятся семьёй Красавиных: нелегко им приходится, а они стараются людям помогать. Старшие Красавины – колхозные пенсионеры, отец Николай Васильевич работал пастухом, скотником, теперь инвалид. У сына Владимира – врождённая болезнь. Только на жизнь они не жалуются и трудятся по мере сил: держат огород и всякую живность. Средств на покупную теплицу нет – изобрели свою: всю зиму сшивали пластиковые бутылки, весной вместо стёкол в рамы вставили. Если старые соседи не в силах, летом Красавины окашивают их приусадебные участки, чтобы не было пожаров. Зимой чистят от снега триста метров дороги до большака. Простые дела, но без них деревня жить не может.
Бездонный холодильник
Отношения между людьми повсюду разные. Вот в Новом Некоузе такой случай. Поначалу хороший: одна женщина долго и бескорыстно ухаживала за престарелой соседкой. Отойдя в лучший мир, старушка оставила благодетельнице имущество. Среди него – холодильник, относительно которого мнения разошлись. Один сосед утверж-дает: довоенный. Другой спорит, что их в то время вообще не было. Подруга новой владелицы антиквариата попросила его себе – у неё как раз свой холодильник сломался. Её зять взялся за транспортировку. За перемещение из бабушкиной квартиры в сарай взял бутылку водки. Там хозяйка покрасила холодильник – она увлекается малярно-штукатурными работами. Потом зять с другом втащили вещь в квартиру на второй этаж – ещё бутылка. Холодильник включили, но он не заработал. «Э, да он внутри гнилой!» – заметил зять. И предложил тёще немедленно – пока друг не ушёл – вернуть старьё в сарай. Так и сделали – третья бутылка. «Но как же он у бабули работал? – задался вопросом зять и заглянул внутрь. – Тут один проводочек отвалился – хочешь, я его подпаяю?»