Нынче на районной конференции тоже было много интересного. Все школы прислали докладчиков. Лучшие работы потом отправят на областной этап конкурса. Например, «Барская воля. История переселения деревни Боброво», которую подготовила Вера Речун из Некоуза. Еще «Деревянное зодчество в нашем крае», автор – Кристина Дряхлова из Воскресенской школы. «Шелдомежский монастырь и его духовная ценность» – Снежана Минаева из Мокеевской. «Кони-кони. Лошади в годы Великой Отечественной войны» – это уже известная Анна Азеева из Шестихина. Но нам показались замечательными два доклада из Шестихинской школы, которые сделали ученицы Елены Владимировны Чернухиной.
Алена Голубкова из 11-го класса – «Традиции изготовления тряпичной куклы в Некоузском районе». Еще недавно деревенские бабушки шили внучкам таких. Два типа кукол делались на основе свернутой полоски ткани – «столбика» или «скалки». У первого на одном конце рисовали лицо. Рук и ног не было. Надевали тре-угольный платочек и завертывали всю куклу в лоскуток, который мог изображать то пеленки, то платье – в зависимости от фантазии ребенка. Фигурка получалась условной, с минимумом деталей, но тем больше простора для воображения в игре.
В Шестихине, в школьном музее, хранятся две такие маленькие куклы, величиной 20 сантиметров. У одной есть биография: она сделана в деревне Большое Дубенино для четырехлетней девочки, эвакуированной из Старой Руссы. Вторую нашли в полуразрушенном доме в деревне Скимино, о ее прежнем существовании ничего не известно, однако видно, что она старше первой – сделана в 20 – 30-е годы. Но у обеих нет лиц. То ли стерлись, то ли женщины, сделавшие их, оберегали своих дочек от злых духов. Считалось, что они могут вселиться в игрушку, у которой нарисовано лицо, и повредить ее хозяйке.
Второй тип куклы сложнее. Ее делали из четырех узелков. А узелок это вот что: в середину четырехугольного лоскутка положен кусочек ваты и зафиксирован ниткой. Из двух узелков получалось лицо и «пучок»-прическа. Из двух других – бюст куклы, его приставляли к столбику-основе, оборачивали прямоугольным лоскутком, который сшивали, и закрепляли все нитками, обязательно льняными, крест-накрест. Потом пришивались четыре столбика, два потоньше – руки, потолще – ноги. И получалась фигурка – славянский символ плодородия. Этот тип куклы древнее первого. Удивительно, как сохранился такой архаизм в людской памяти. О нем рассказала весной 2003 года Вера Ивановна Хрусталева из села Лацкого. И показала, как изготовить. Весь процесс заснят на фотопленку. Такими куклами играли в деревнях окрест Лацкого – в Верховинах, Иконине. А другие, что попроще, были широко распространены по району: в Кушлеве, Большом Дубенине, в деревнях по реке Сить. Алена Голубкова – рукодельница, сама теперь может сделать персонажей своего доклада. И дальше работает над темой о традиционных игрушках на территории района. Ее сообщение проходило по номинации «Этнография».
В другой – «Находка года» – выступила Алена Орлова из восьмого класса. Ей повезло, такое случается нечасто – на чердаке заброшенного дома в связке старых документов обнаружить письмо великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Того самого, открывшего один из основных законов естествознания – периодический закон химических элементов. Пусть даже это не автограф, а только фотокопия письма.
Текст содержит личное прошение Д. И. Менделеева к Василию Ивановичу Тимирязеву (его личность пока не установлена) о присвоении звания коллежского регистратора Василию Александровичу Патрухину, работнику главной палаты мер и весов в Санкт-Петербурге. О нем кое-что известно. Он родился в деревне Обухово Мологского уезда. Образовательный ценз не позволял ему занимать какие-либо государ-ственные должности. Однако, упорно овладевая знаниями, Патрухин многих превзошел, и ему дали чин коллежского регистратора – самый нижний из четырнадцати. Для его получения как раз и написана характеристика, на которой – соб-ственноручная приписка Д. И. Менделеева: «Как старый профессор, искусившийся в испытаниях на должности, с уверенностью прибавлю, что В. А. Патрухин столь много потрудился над самообразованием, как лучшие из державших на дипломы».
Патрухин упоминается в книге о Менделееве из серии «Жизнь замечательных людей». Когда Дмитрий Иванович ослеп, он состоял при нем секретарем. Перед смертью ученого был последним, кто входил к нему с докладом. Елена Владимировна Чернухина и ее ученица Алена Голубкова связались с музеем-архивом Д. И. Менделеева в Петербурге. Там есть материалы о Патрухине, но ими специально никто не занимался, а в Шестихинской школе будут.
Фотокопия письма была найдена в деревне Большое Дубенино, в доме вдовы Михаила Афанасьевича Лезова, крестника В. А. Патрухина. На ее обратной стороне есть карандашная приписка, сделанная Патрухиным: «Деревня Обухово, 5 августа 1935 года. Дорогой Миша! В знак сердечной любви и уважения и на память о себе дарю тебе то, что мне дороже всего на свете, а именно снимок с письма обо мне Д. И. Менделеева, соб-ственноручную приписку которого на этом письме я всегда считал самой большой наградой из всех, мною полученных. Вспомни обо мне, когда меня не будет. Твой крестный В. Патрухин».
Гость | 09.02.2019 в 19:33 | ответить0
василий андреевич патрухин -мой двоюродный дядя а лезов михаил афанасьевич родной дядя
Гость | 25.02.2019 в 20:51 | ответить0
В.А.Патрухин-двоюродный брат моей матери.Большаков Ф.А.-тоже двоюродный брат.Оба-из д.Обухово.Есть фото 30 гг прошлого века, где они вместе.