– Александр Николаевич, каким был уходящий год? Что удалось сделать или не получилось?
– Год на год точно похожим не бывает. Если раньше в работе всё шло как-то ровнее, – в этом году было много хлопот. Одна из главных – освоение средств дорожного фонда. В район поступила серьёзная сумма в 61 миллион рублей. Освоение средств шло как на уровне района, так и на уровне поселений. Поэтому с каждым из одиннадцати сельских глав надо было состыковаться, сверстать план, проконтролировать работы. Сложно было подобрать подрядчиков. Многие предпочитали выполнять заказ в городе: там и объёмы большие, и разброса по территории такого нет, как у нас. Зато мы получили полезный опыт. На следующий год 78 миллионов обещают – значит, ещё больше дорог сделаем.
Продолжаем решать жилищную проблему района, расселение аварийного и ветхого жилья. Два многоквартирных дома в этом году построили – 33-квартирный в Тихменеве и 24-квартирный в Песочном, который годами не видел никакого строительства, и для местных жителей это стало глотком свежего воздуха. Сейчас планируем строительство дома на 24 квартиры в посёлке Красная Горка, в Назарове будем строить дом. Люди поверили, что жильё на селе получить – реально. Это по-хорошему радует.
– А в чём ещё вы удовлетворены своей работой?
– Мы покончили с очередями в детские сады. За последние несколько лет открыли по району более тридцати дополнительных детсадовских групп почти на 600 мест. На днях, в понедельник 24 декабря, состоялось открытие ещё одной группы – в Милюшинской средней школе. Есть наглядные результаты от модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Когда наша команда пришла работать шесть с лишним лет назад, в ЖКХ района было 70 миллионов рублей долга, отключали то электричество, то газ. Сегодня район живёт практически без отключений, горячая вода в квартирах жителей идёт без перебоя, стабильно расплачиваемся с энергетиками за газ, за электроэнергию. За прошедший период мы модернизировали и построили заново одиннадцать котельных. Буквально на днях подрядчик доставил новую модульную котельную в село Сретенье, остается только пуско-наладка.
Провели в прошлом году капитальный ремонт центральной районной поликлиники, создали нормальные условия для медперсонала и пациентов.
– Серьёзные проблемы остались? Недавно на разных уровнях обсуждалась как проблема, сложившаяся на заводе «Первомайский фарфор» в Песочном, так и в целом недовольство населения ситуацией в посёлке.
– Да, в Песочном сложно. Скоро арбитражный суд начнёт процедуру банкротства посёлкоообразующего предприятия, хозяева оставили без работы свыше 400 человек. Всё, что могли, мы сделали, частично трудоустроили людей, ищем нормального инвестора для завода. Меня удивляет, как можно быть таким безответственным, начать производство, людям дать работу и надежду на будущее, а потом всё бросить…
В отношении Песочного мы вошли в программу восстановления монопрофильных населённых пунктов: до недавнего времени она сопровождалась только одними отчётами, но сейчас наметились реальные мероприятия, связанные с модернизацией ЖКХ. Планируем строить котельную и теплотрассы. Часть посёлка без канализации – будем налаживать. Продолжаем работать и над трудоустройством граждан: к примеру, открылся кондитерский цех на 80 рабочих мест. Людей не бросим.
– Селян устраивает, как работает система здравоохранения?
– Система предоставления жителям района услуг здравоохранения у нас сложилась следующим образом: работают фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории на территории поселений, специалисты принимают больных в центральной районной поликлинике. Стационарную и скорую медицинскую помощь селянам оказывают учреждения Рыбинска. Но появилась одна проблема, которая, например, связана с модернизацией здравоохранения. Прошли увольнения медперсонала в школах, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, которые не соответствуют нормативам. Но если сократили ФАПы в деревнях и медработников в образовательных учреждениях, так надо что-то другое дать взамен. Например, выездные бригады, не скорые, а именно периодически выезжающие команды врачей в сельские населенные пункты для профилактического обслуживания. Детей и пожилых людей нельзя забывать. Пусть учреждения здравоохранения сейчас не муниципальные, ответственность за население всё равно несёт глава.
– Александр Николаевич, есть в Рыбинском районе примеры успешного сотрудничества власти и бизнеса?
– Думаю, у многих на слуху развитие территории Глебовского сельского поселения. Уникальная природа побережья Рыбинского водохранилища позволила крупному инвестору создать здесь курортную зону. Причём территория развивается комплексно: инвестор реализует свою бизнес-идею, а также развивает окружающую социальную среду. В этом мы достигли понимания. Идею одобрило и руководство региона – так появился проект «Ярославское взморье».
Чтобы задуманное реализовалось, надо консолидировать усилия всех уровней власти. Нужно провести природный газ, построить хорошие дороги и коммуникации. Сегодня, как говорится, всё завертелось. В рамках государственно-частного партнёрства в финансировании участвует федеральный бюджет – выделено два миллиарда. Софинансирование региона составит около 100 миллионов. Средства планируется направить на ремонт дорог, газификацию, прокладку коммуникаций. Одиннадцать миллиардов вкладывает инвестор. Итого 13 миллиардов рублей будет потрачено на строительство огромного комплекса, который называется сегодня «Меркюр Бухта Коприно». Для сравнения: весь годовой бюджет района, консолидированный вместе с поселениями, составляет один миллиард рублей!
Ещё событие. У нас есть свиноводческое предприятие – акционерное общество «Залесье», крупный комплекс, производящий шесть тысяч тонн мяса в год. Но подъехать к нему было невозможно: хорошей дороги не было. На своём уровне мы проявили инициативу, к средствам инвестора привлекли областные деньги – и в этом году дорога к предприятию была сделана. Любую, даже самую сложную проблему можно решить, если поставить цель.
– Ваша команда также нацелена на результат? Кстати, много ли людей из своего окружения вы поменяли за семь лет?
– В основном та же команда работает. Я уверен, что надо просто уметь так организовать рабочий процесс, чтобы от каждого получить максимальную пользу, результат. Приходилось и расставаться с сотрудниками – но при этом они обиды не затаили, поддерживают со мной нормальные отношения. Понимают, что всё сделано по справедливости.
– Налажены ли хорошие отношения между главой Рыбинского района и главой города Рыбинска?
– Отношения с Юрием Ласточкиным у меня вполне сложились. У нас нет конфликтов, мы ничего не делим. Есть немало услуг города, которыми селяне беспрепятственно пользуются: здравоохранение, дополнительное образование, транспорт и другие. Руководитель города проявляет в этом полное понимание. К примеру, был прежний городской глава, который распорядился не принимать детей из района в городские дошкольные учреждения. Притом, что мы-то не выгоняем городских детей из наших садиков – у нас их более 100 человек. А пришёл в городскую администрацию другой человек, разумный, знающий, что такое бизнес, сразу этот приказ отменил. С другой стороны, каждое лето огромный поток горожан устремляется в сельскую местность – на нашу территорию. Подсчитано, что в сезон летнего отдыха население района возрастает в разы. И мы предоставляем горожанам все услуги, которые требуются от муниципальной власти. Это нормально.
– С главами сельских поселений как работается? В области есть примеры открытой конфронтации муниципальных глав.
– Может, кто и пытается ломать глав поселений через колено. Знаю, такие примеры в области есть, когда главы районов не общаются с главами поселений, игнорируют их. У нас одиннадцать глав сельских поселений, и все очень разные. Конечно, они мне не подчинены, однако нет ни одного вопроса, который бы сорвался из-за нашего взаимного непонимания или недоверия друг к другу. Пусть кто-то проявит характер, даже пустится в крик (и такое бывало!) – я человек терпеливый, со всеми выстраиваю отношения. За время совместной работы всё уже достаточно чётко отрегулировалось. Мы два раза в месяц собираемся на совместные совещания. По частным вопросам главы поселений ко мне приходят постоянно. Я ведь прекрасно понимаю, что им трудно, что именно к ним в первую очередь идёт население по всем вопросам. На переднем рубеже именно они.
С муниципальным советом у меня тоже выстроены отношения, урегулированы. Эмоции, правда, и там бывают, иногда приходится кого-то успокаивать. Предлагают: давайте так сделаем! Можно сделать, все согласны. Но кто отвечать за это будет? Глава, конечно!
– Такое построение взаимоотношений органов местного самоуправления – дитя многострадального федерального закона № 131. Как, по-вашему, всё ли правильно в существующем устройстве?
– Проблема в том, что местное самоуправление недостаточно обеспечено финансами: на жизнь есть, на развитие нет. Всё, как через игольное ушко. Вертикаль от губернатора вниз выстроена: что сказал губернатор, должно исполняться. А вот у глав районов, по моему мнению, власти должно быть побольше. У губернатора бюджет в руках, потому ему можно найти рычаги влияния и на глав районов, и на глав поселений. У главы района такого механизма нет. Но в итоге именно он за район отвечает. Полномочия делили-делили, но что получается? Сельская администрация услугу даёт населению, а спрос в любом случае с главы района. Надо или до конца разделить полномочия с соответствующим финансированием, причём и ответственность тоже, или, как в старые времена, вернуться к понятной цепочке подчинённости «губернатор – глава района – глава поселения». Тогда работа муниципальной власти будет более эффективной.