Переславлю издавна не везёт со строительством дорог. Притчей во языцех стал исторический факт, когда «железка» обошла этот райцентр в позапрошлом веке по каким-то до конца невыясненным обстоятельствам. То ли местные денежные тузы не захотели, чтобы железная дорога завернула в Богом хранимый Переславль, и дали взятку проектировщикам. (Она и прошла дугой: Сергиев Посад – Александров – Ростов.) То ли в Александрове купечество подсуетилось, скинулось и – пожалуйста – железная дорога прошла через этот город.
А скорее всего, причина «кривой», которую описывает железная дорога, – холмы, на которых расположились Переславль и окрестные веси. Железнодорожным строителям показалось дороговато прокладывать путь через этот город.
Холмистый рельеф стал одним из аргументов, который предъявляют владельцы дач в своих обращениях против строительства будущей скоростной трассы – федеральной дороги М-8 – через их участки. Этим же аргументом воспользовались и лыжники из Касарки – будущая дорога по одному из проектов шесть раз пересекает лыжную трассу!
Холмы – не то слово. Это целые горы. Мне довелось, запыхавшись, штурмовать одну из них рядом с садоводческим товариществом «Магистраль», которое находится на южной оконечности национального парка «Плещеево озеро». Дачники хотели показать, где по одному из вариантов пройдёт М-8. Тропинка – зимой это лыжня – круто бежит вверх среди прекрасного бора. По обочинам – высоченные муравейники, сказочные папоротники и могучие чёрные ели. Трудно представить, сколько земли придётся срыть дорожникам, чтобы путь был более или менее ровным... И как можно уничтожить всю эту красоту?
Лыжникам из детской спортивной школы № 1 пообещали сделать мосты над спортивными трассами в шести местах, где над ними будут носиться фуры и легковушки. Но, как заявил ветеран спорта Леонид Колобов, на снег будет лететь и песок, а песок – это смертельно для лыжни. И вообще: гарь, шум, грязь означают, что место станет непригодным для отдыха и спорта. А Касарка, которая находится в полутора километрах от города, – излюбленное место отдыха переславцев.
Жалко и дачи – как скромные небольшие деревянные домики жителей Переславля, так и дорогие коттеджи москвичей. Если строить будут здесь, то шесть домов сразу пойдут под снос. Незавидна и участь тех участков, что окажутся по соседству с шумной трассой.
Представители заказчика – Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» и проектировщики из дорожного проектно-изыскательского института «Дорпроект» в Санкт-Петербурге – обещали денежную компенсацию. Но, к примеру, Евгений Климов, который обиходил свой участок, устроил здесь пасеку, категорически против строительства возле дач:
– Всё это я создавал тридцать лет. Это образ жизни. Не нужны мне их деньги!
Решительно настроена и москвичка Татьяна Кочановская:
– Они собираются сделать шестиметровую насыпь. И как мы будем возле этой насыпи жить? Шум, грязь с дороги – всё это сделает невозможным проживание здесь...
Впрочем, мне уже после этой встречи говорили, якобы ещё с 2001 года было известно: здесь может пройти дорога. Но люди покупали участки, перепродавали... Кто покупал позже, уже или не знал о предостережении, или пренебрёг: авось пронесёт!
Люди надеются, что проектировщики сдержат своё обещание и выберут оптимальный вариант. Пока есть три. Один – через дачи и лыжню, другой – вдоль газопровода и третий – от Щелканки расширить трассу до четырёх полос. Последний, с Щелканкой, обоснован вполне логично: там пост ДПС – водители фур и прочих авто всё равно сбрасывают скорость, а дальше уходят на объездную. Так что трасса на этом отрезке – от Щелканки – так и так не получится скоростной...
Извечный наш вопрос: что делать? Дорога дорогой, но как жить и строить, когда рядом маленькие человеческие трагедии? Среди дачников – много пенсионеров, которые буквально вкопали в эти сотки все свои сбережения. Мне показали два домика на одном участке: семья москвичей с годовалым ребёнком построила один для себя, а другой – для родителей... Ведь здесь, можно сказать, рай земной, лесная идиллия. Вовсю щёлкает и подсвистывает самец варакушки – кстати, варакушка выбрана птицей этого года в национальном парке «Плещеево озеро». Среди дач – какой-то бочажок, а рядом два дерева, обгрызенных конусом и поваленных бобрами. Рядом, в лесах национального парка, кто только не водится. Орланы, соколы, ящерицы, белки и летучие мыши – это из списка, которым сопровождают дачники свои обращения в самые разные инстанции...
Кстати, и в самом парке ситуация в связи с грядущей стройкой кажется напряжённой и нервозной. Директор парка Константин Кузнецов назвал вопрос очень непростым. И поэтому не стал распространяться на эту тему. Его можно понять: национальный парк подчиняется Министерству природных ресурсов – в Москве и будут решать, у него не спросят. Наши, областные, департаменты как по охране животного мира, так и по защите окружающей среды также не приглашены для согласования.
Но у парка есть свой интерес: не подходит для него тот вариант, где дорога идёт рядом с газопроводом – там традиционно места миграции лосей. Как нам стало известно, согласовали «дачный» вариант. Здесь лоси и другие представители фауны тоже могут пострадать, но проектировщики обещают так называемые экодуки – переходы для животных. И даже вроде бы как ограждения. Пообещали не скупиться на это.
Блажен кто верует. Хотя любой путешествующий на автобусе из Ярославля в Москву может видеть: на уже построенном скоростном участке трассы М-8, которая подходит к нам со стороны Владимирской области, никаких ограждений и экодуков нет. Дорого. И лоси гибнут десятками за сезон.
Как мы видим, не рады реконструкции М-8 «Холмогоры» ни дачники, ни лыжники. Сюда можно было бы добавить и лосей, если бы бедные животные подозревали о нависшей над ними угрозе. Ведь даже сейчас на действующем участке трассы число сбитых лосей – около полутора десятков в год. Трудно представить, что будет после реконструкции, когда машины будут гнать на скорости минимум 110 километров в час?
А что же местные власти? Совсем скоро выборы мэра Переславля, куда выдвигается нынешний глава района Денис Кошурников. От греха подальше он ушёл в отпуск с середины мая и не то что не принял участие в перипетиях с реконструкцией трассы «Холмогоры» – он даже не застал демарш газовиков, которые ограничили с 25 мая подачу газа в городские котельные, что привело к отключению горячей воды в райцентре. За него как может вертится зам – Сергей Нестеров. Он то через газету даёт отпор дачникам, то после сбора подписей и протестной акции 21 мая меняет свою позицию, становится на их сторону и упрекает проектировщиков. А во время встречи с лыжниками 30 мая радует их новостью: дорогу якобы приблизят к газопроводу, так что она только в одном месте пересечёт лыжню...
Словом, манёвры власти между заинтересованными сторонами напоминают повороты флюгера. Момент сейчас очень щепетильный: одно неловкое движение, и массы не поймут, не простят. К тому же рядом Москва, и оттуда, прослышав о проблеме, звонили защитники Химкинского леса, узнавали обстоятельства. А это уже пахнет скандалом большого масштаба...
Между тем представитель института «Дорпроект» – главный инженер Константин Николаев – в разговоре с нами весьма добродушно пообещал:
– Мы никого терроризировать не будем – ни животных, ни людей. Нам известны общественное мнение и интересы отдельных групп. Сейчас прорабатываем вариант с их учётом. Одно лишь ясно: федеральная дорога первой категории не должна петлять, иначе какая может быть речь о скоростных показателях? Проектные работы завершатся к концу года, тогда и проведём публичные слушания. А строительство начнётся года через два.