Куратор её музея, учитель истории и обществоведения Антонина Левашова основательно углубилась в документы, полученные по её запросу из Угличского государственного архива и прежде неизвестные даже большесельским краеведам.
На юхотской земле школа была открыта в разгар либеральных реформ 60-х годов XIX века. За неё ратовали земцы и церковь. Их сердобольными заботами школьное дело в Большесельской волости и встретило Октябрьскую революцию. Времена социальных потрясений дают особенно много фактов, полезных для осмысления нынешних реформ образования, – в этом убеждена Антонина Николаевна. Она уже поделилась некоторыми своими открытиями и на педсовете, и на одном из классных часов, посвящённых круглой дате.
Советская власть с порога поставила вопрос об увольнении из школы, зарегистрированной (и застрахованной!) в «духовном ведомстве», при храме Параскевы Пятницы единственной её учительницы, жены священника Софьи Василевской. Но не тут-то было, за неё горой встали родители. Собрав подписи в её защиту, отправили ходатайство в Угличский отдел народного образования, и она была оставлена в должности.
На родительском собрании в сентябре 1918 года обсуждался вопрос о преподавании закона Божиего. Признав преподавание этого предмета необязательным, родители приняли соломоново решение. Закон Божий, как записали они в протоколе собрания, «необходимо преподавать в форме религиозно-нравственных бесед». Была, правда, и оговорка: «во внеурочное время». Этим, судя по всему, на первых порах и занялась Софья Василевская. Но наступали крутые атеистические времена, имущество храма и школы при ней было национализировано, и два года спустя супруга священника подала заявление по собственному желанию.
Пятницкая школа была преобразована в школу первой ступени – с «квартирами» для учеников из деревень, своей пахотной землёй, которую разрешалось сдавать в аренду, и даже... собственным бюджетом. Измерялась та казна не в рублях, а в пудах овса, ржи и ячменя. Новая власть вскоре открыла в Большом Селе начальное училище, а в конце
20-х годов – школу крестьянской молодёжи. Все они и стали основой для единой общеобразовательной школы, нынешней центральной – самой крупной (более пятисот учеников) и продвинутой в районе, с классами раннего развития и такими выпускниками, каких с нетерпением ждут в ярославских вузах.