Матросов абсолютно уверен: будущее общественного транспорта – именно за экологически чистым троллейбусом, который к тому же в будущем станет гораздо более выгодным, поскольку стоимость электроэнергии растёт куда медленнее, чем цены на бензин и дизтопливо.
Новый собственник сразу поставил перед рыбинскими троллейбусниками задачу сокращения расходов и освобождения от непрофильных активов.
Сегодня ОАО «Троллейбусное управление» сдаёт в аренду земельные участки и помещения бывших тяговых подстанций, свободные от оборудования. Из девяти только на одной подстанции имеется дежурный персонал, остальные работают в автоматическом режиме. Выставляются на продажу земельные участки площадью до 1 гектара и на территории троллейбусного депо, уплотняются технические и управленческие службы предприятия, свободные площади административного здания также будут сданы в аренду.
Будет повышена и стоимость услуг, не связанных с перевозками, к примеру, плата за размещение рекламы на бортах и в салоне троллейбусов, за использование опор контактной сети для различных целей.
На предприятии будут сокращены 14 штатных единиц – исключительно за счёт управленческого и обслуживающего персонала. Сокращение не коснётся водителей и кондукторов, наоборот, их число вырастет, поскольку предприятие намерено в ближайшее время расширить географию троллейбусных маршрутов. На курсах водителей сегодня обучаются 20 человек. Генеральный директор предприятия заявил о сокращении на две трети объёма социальных выплат для работников троллейбусного управления, это коснётся компенсаций части стоимости санаторно-курортного лечения сотрудников и путёвок в детские оздоровительные лагеря. При этом Матросов намерен решать вопрос о повышении заработной платы сотрудников предприятия, чтобы сохранить коллектив. Сегодня средний заработок здесь составляет 14,5 тысячи рублей, последний раз зарплату здесь повышали в марте прошлого года – на 5 процентов.
Уже идут работы по восстановлению движения троллейбусов по маршрутам, которые в своё время были закрыты из-за нехватки машин. И в первую очередь – по маршруту № 2 от так называемого Варшавского кольца до улицы Свободы. Именно на эту линию выйдут пять новых троллейбусов вологодского производства, которые уже закуплены для Рыбинска. Это современные низкопольные бесшумные машины, удобные и для водителей, и для пассажиров, которые за счёт бортовой электроники потребляют на 20 процентов меньше электроэнергии. В перспективе – приобретение машин с большим автономным ходом, который позволит троллейбусам вообще уходить на расстояние до пяти километров от контактной сети.
В планах – пустить троллейбусы по улице Гагарина с разворотом на Софийской, по улице Герцена, где три-четыре года назад были установлены опоры контактной сети. Изменятся некоторые маршрутные схемы. К примеру, часть троллейбусов из района улицы Куйбышева, где на трёх маршрутах работают 36 машин, будут переброшены в Мариевку, в район завода «Призма», где троллейбусов не хватает и интервал движения доходит до 26 минут. Кроме того, здесь планируется открыть движение по улице Юбилейной. Это позволит значительно улучшить транспортное сообщение в растущем микрорайоне Мариевка и снизить нагрузки на «куйбышевскую» тяговую подстанцию.
Впрочем, планируя расширение троллейбусного движения, Владимир Матросов адресует городской власти вопрос о необходимости разработки концепции развития общественного транспорта в Рыбинске, которая будет основана на серьёзном анализе сегодняшней схемы и учтёт перспективы развития города. Пока же общественный транспорт работает хаотично, по закону «кто успел урвать».
С введением электронных проездных количество перевезённых пассажиров-льготников стало уже нерасчётным, поскольку легко фиксируется. По итогам прошлого года было установлено, что в среднем пассажир с электронным проездным совершает в месяц не 40, как полагали авторы «расчётов», а 70 поездок. Разница оборачивается для предприятия убытками, потому что не компенсируется из областного бюджета. Троллейбусное управление представило информацию в областной департамент дорожного хозяйства и предложило возместить убытки, связанные с перевозкой льготных категорий пассажиров. Если в этом будет отказано, Матросов настроен на судебную перспективу. Более того, частное предприятие обратилось в прокуратуру, чтобы проверить законность применения в расчётах этих компенсаций на 2012 год по старым методикам, без учёта электронной фиксации объёма перевозок.
Пересмотра финансовых отношений с городской администрацией требует и анализ вечерних перевозок пассажиров, которые сокращают выручку втрое. Троллейбусы и автобусы работают на маршрутах до полуночи, в то время как маршрутки завершают работу к половине девятого вечера. Матросов уверен: органы местного самоуправления, призванные в соответствии с законом обеспечивать транспортное обслуживание, должны стимулировать работу транспортных предприятий в вечернее и ночное время.
Смена собственника рыбинских троллейбусов не повлечёт за собой роста тарифов, поскольку их регулирование по-прежнему остаётся за областью.