Александр Кулагин, владелец историкомузыкального музея в Угличе, хлопочет, чтобы к числу 13ти местных Героев Советского Союза , удостоенных звания за подвиги в Великой Отечественной войне, присоединился еще один – летчик Василий Васильевич Васильев. Сейчас его портрет в музее висит чуть поодаль от остальных. Он пока не считается угличанином: родился в ГусьХрустальном во Владимирской области, но погиб в Угличском районе осенью 1943 года. Значит, земляк, считает Александр Кулагин. И рассказывает о мистике, окутывающей гибель героя: она звучит в его имени и названиях мест.
Капитан Васильев командовал эскадрильей 42го авиационного полка. В военной энциклопедии Кулагин прочел о его военной биографии. Летчикас участвовал в боях с японскими милитаристами на Дальнем Востоке в 1939 году, в войне с Финляндией. Был награжден двумя орденами Ленина и орденом Красной Звезды. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно в 1944 году. 8 сентября 1943 года его самолет ИЛ4 после 197 удачных боевых вылетов разбился в угличской деревеньке Мертвигино. Василий Васильевич Васильев похоронен на кладбище села Василева. Рядом покоятся члены экипажа: капитан Владимир Иванович Кравченко, старшина Федор Леонтьевич Ермилов, старший сержант Владимир Петрович Биенко.
Местные жители ухаживают за могилами. А родственники летчиков приезжают все реже. Но память о прошлом жива. В здешней школе есть краеведческий музей. Туда недавно пришло письмо из Петербурга от бывших василевцев: сестры Татьяна Андреевна и Валентина Андреевна Рыбины просят прислать им имена погибших летчиков, чтобы поминать в церкви. Впечатления о роковой ночи преследуют свидетелей катастрофы. Мария Архиповна Устимова тогда была двадцатилетней девушкой. Она видела, как летел и кружил над селом самолет. Видимо, подбитый, он искал место для посадки, не дотягивая до аэродрома в Туношне. Сбросил торпеду и стал снижаться в Мертвигине, в двух километрах от Василева. Люди туда побежали – спасать. Евдокии Федоровне Титовой было тогда 15 лет. Она рассказывает, что самолет упал на дом. Обитатели едва успели выскочить и кричали в ужасе: «Немец пришел!» Была полночь и темнота – не видно ни зги. Изба сгорела. Когда рассвело, увидели, что это наши летчики. Один висел на изгороди и еще жил, дышал. Но медиков поблизости не было, он умер.
Александр Кулагин обзавелся моделью самолета ИЛ4 – на таком торпедоносце летал Василий Васильевич Васильев. Потом авиационную дивизию, в которой он служил, перебросили на Баренцево море. А Васильев остался в угличской земле навсегда.