Кразработке и реализации программы администрация города подошла весьма прагматично: речь идёт уже не о благоустройстве, а о комплексном капитальном ремонте дворовых территорий. К счастью, прошли времена, когда под благоустройством понимали детскую площадку и нехитрую пешеходную дорожку через пустырь как подарок от депутата накануне выборов. В Рыбинске больше 1300 дворов, устроенных ещё по советским меркам. Время диктует свои условия: только за прошлый год автомобильный парк Рыбинска вырос на 6 тысяч машин. Понятие «гараж» утратило свою ежедневную актуальность, и тысячи авто напрочь оккупировали газоны и детские площадки. Сокращая путь по разбитым городским дорогам, водители превратили иные дворы в опасные полигоны. Пытаясь противостоять натиску машин, горожане блокируют въезды железобетонными конструкциями и обрезками металлических труб, вкопанных в землю. В некоторые дворы уже не проехать бригаде скорой помощи, пожарным расчётам, в них невозможна механизированная уборка снега.
Сегодня большая городская «дворовая» программа решает проблемы жизнедеятельности города с учётом целого комплекса требований комфортного проживания, безопасности, экологичности, технологичности механизированного обслуживания. Это уже серьёзные инженерные задачи. Не случайно глава города Юрий Ласточкин проводит совещания по ремонту дворов с выездом на место целой бригады технарей: заместителя главы администрации по городскому хозяйству Евгения Которкова, главного городского коммунальщика Николая Шишкина, начальника управления строительства Татьяны Трепаковой, директора МАУ «Управление городского хозяйства» Геннадия Латкина, руководителей и специалистов подрядных организаций.
В пятиминутный перерыв Юрий Ласточкин даёт свой комментарий:
– Реализация программы активно началась, ежегодно планируем ремонт 100 – 150 дворов. В этом году около десяти уже сделаны, подрядчики добросовестно выполняют свои обязанности, и сегодня – первая приёмка. Причём работаем не по единичным дворам. Сегодня норма – комплекс, группа из 2 – 4 соседних дворов, у которых будут сквозные проезды, общие автостоянки и парковочные карманы. Мы расширяем дворы, проезды, чтобы во дворе успешно работала коммунальная механизация, был свободный доступ коммунальным, аварийным и спасательным службам, чтобы убрать машины с газонов и детских площадок. Разумеется, в ряде случаев расширение идёт за счёт сокращения зелёных зон. И это порой встречает протест горожан. Но мы находим компромисс, при необходимости посадки деревьев и кустарников восстанавливаем. По каждому комплексу идёт открытое обсуждение с участием депутатов, специалистов, жителей многоэтажек.
В большинстве дворов за десятилетия утрачено покрытие, и его нужно восстановить.
Всего около 170 миллионов рублей будут направлены на реализацию этой программы. Город получил дополнительную помощь от правительства области в виде займа на капитальный ремонт дворов в сумме 50 млн. рублей. Деньги серьёзные, и особый спрос за качество работ. Но работу подрядчиков контролируют и депутаты, и жители. А если работа выполнена с нарушением технологии, подрядчик обязан всё исправить за свой счёт. Оплата из городского бюджета идёт исключительно по факту.
Инженерная прагматика увязывает дворовые комплексы в одно целое с городскими автодорогами. Есть ли перспектива капитального обновления дорожной сети? «Есть, – считает глава города. – Большая надежда на то, что уже в этом году заработает дорожный фонд, который формируется за счёт акцизов на бензин. Тогда объёмы ремонта, реконструкции городских дорог резко вырастут. Мы прекрасно понимаем, что Рыбинск никаких денег не получит, если у нас не будут лежать готовые, прошедшие экспертизу проекты. Поэтому идёт проектирование за счёт средств городского бюджета. Один из крупных проектов – по улице Суркова. Дорогу здесь бросили 20 лет назад, и она будет построена заново. Мы торопимся, пока ещё у нас есть фора: по советским планам и нормам население города должно было вырасти до 350 тысяч человек. У нас сегодня немногим более двухсот тысяч. И отличные объездные дороги, которые пока выручают. Так что есть возможность организовать автомобильное движение в городе так, чтобы не ухудшить трафик, не допустить образования пробок. В этом мы получили активную поддержку депутатского корпуса, жителей города».