Я прекрасно понимаю, что изложенные мною доказательства в пользу версии о затоплении древнего Ростова озером Неро уязвимы для критики. Чтобы подкрепить их, нужны серьёзные исследования с участием гидрологов, химиков, биологов. С помощью эхолота необходимо проверить существование перечисленных выше желобов, банки, наибольших глубин – их местонахождения и очертания делались на глаз, в каче-стве ориентиров служили главы церквей и колоколен по берегам озера.
Но уже сейчас ясно, что в древней истории Ростова есть тайна, которая нуждается в расследовании. На старинной западноевропейской карте Ростов обозначен так же крупно, как столичная Москва. Вряд ли это ошибка или случайность – в древности Ростов действительно был Великим. И не исключено, что именно на берегу озера Неро родилась легенда о невидимом Китеж-граде…
Загадка града Китежа, по легенде погрузившегося в озеро, чтобы не подвергнуться разорению ордынцами, привлекала к себе внимание многих известных деятелей России. Композитор Н. Римский-Корсаков узнал о нём из статьи «Китеж на Светлом озере», опубликованной в журнале «Москвитянин» за 1843 год, и написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В романе «В лесах» о Китеже писал П. Мельников-Печерский, в документальном цикле «В пустынных местах» – В. Короленко, в очерке «Светлое озеро» – М. Пришвин. В основе этих произведений лежит легенда о городе, погрузившемся в озеро Светлояр возле села Владимирского, в двух часах езды от Нижнего Новгорода.
В 1936 году историю «невидимого града» подробно исследовал В. Комарович, написавший книгу «Китежская легенда». В приложении к книге были представлены летописные предания о Китеже, затонувшем в озере Светлояр. О «светлоярской» прописке Китежа сказано в книге «Славянская мифология», изданной в 1995 году:
«Китеж, Китеж-град, Кидеш – в русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о Китеже, по-видимому, восходит к устным преданиям эпохи ордынского ига. Впоследствии была особенно распространена у старообрядцев, причём Кидешу придавался характер убежища последователей старой веры. В утопических легендах Кидеш считался населённым праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная справедливость. Сказания о Кидеше включали рассказы о людях, давших обет уйти в Кидеш и писавших оттуда письма, о колокольном звоне, который можно слышать на берегу озера. Сходные средневековые легенды повествовали о фантастических благочестивых царствах (пресвитера Иоанна и т. п.), земном рае, островах блаженных; сравните также старообрядческие легенды о церквах «древнего благочестия», сохранившихся в далёком Опоньском (Японском?) царстве и других «далёких землях» (Беловодье, «Город Игната» и т. п.), «сокровенных местах», где можно спастись от антихриста».
Местоположение Китежа на дне Светлояра не подвергается сомнению практически во всех информациях, написанных нижегородцами. Однако появились и сомнения. Так,
В. Морохин – автор книги «Град Китеж и озеро Светлояр в русской культуре» (Н. Новгород, 1995) – писал:
«Откуда взялась знаменитая легенда? Когда она возникла? Когда стала известной в России? Этот вопрос пытались решить многие исследователи. Были среди них геологи и археологи. Казалось бы, проще простого: предположим, что город находится на дне озера, поищем его там, выясним, нет ли в ближайшей округе следов карста. И всё «встанет на свои места». В Нижегородской области карст – не редкость. Случалось – проваливались под землю целые цеха. Нет – все результаты бурения у берегов озера показывали одно и то же: вблизи него породы, способные размываться, растворяться, не обнаруживались. Ничем кончились и поиски археологов. Следов загадочного города не было ни на подступах к озеру, ни на его дне. А ведь специальную экспедицию в 70-х годах снаряжала «Литературная газета», опускались на дно водолазы. Работа их была непростой: глубина озера – больше 30 метров, много коряг и затонувших деревьев. Мало пользы приносят и разыскания в старых изданиях, в архивах. Но, может быть, есть настоящие древние летописи, которые упоминают град Китеж? Как это ни странно, есть! Только говорится в них не про Китеж, а про «Китешку». Это один из вариантов названия села в нескольких километрах к востоку от древнего Суздаля. Сейчас официально это – Кидекша»...
Так на свет появилась вторая версия, где искать древний Китеж, – это село Кидекша. В. Морохин следующим образом объясняет появление этой версии:
«Спрашивается: причём здесь Владимирская область, ведь это – четыре сотни километров от Светлояра? Связь – самая серьёзная. Заглянув в историю Нижегородского Поволжья, мы обнаружим: истоки славянского населения этих мест – именно на Владимирской земле. Сюда около тысячи лет тому назад добрались выходцы из Киевской Руси, обосновались здесь, построили крепости. И это стало этапом в движении славян на восток. Княжества Владимиро-Суздальской Руси вначале подчинили себе местное, тогда ещё финно-угорское население – мерю, известную по летописям, по археологическим находкам... Открыв книгу Ореста Ткаченко «Мерянский язык», мы обнаружим: «-ешка» – это окончание направительного падежа множественного числа. Такого в русском языке нет, но перевести форму несложно: она отвечает на вопросы – «куда?», «к чему?». «Кит» – древний, известный во многих финно-угорских языках корень, обозначающий «камень». «Китешка» – «К камням». Удивительно, но речка, через Суздаль текущая, – именно Каменка. И впадает она в Нерль в Кидекше. А дно у неё действительно каменистое, что редкость для Суздальского Ополья. Так что бежит речка, и правда, к камням».
Всем хороша версия с Китежем-Кидекшой, однако только созвучие названий ещё ни о чём не говорит. Да и озера, в которое мог бы погрузиться город, в Кидекше нет. В итоге без конкретных доказательств версия повисает в воздухе. Так появилась лишь третья версия местонахождения легендарного Китежа...
Между тем, параллель между историей долетописного Ростова и легендой о Китеже напрашивается сама собой. Во-первых, если принять во внимание, что название «Китеж» мерянского происхождения, то ростовская земля – один из наиболее крупных центров расселения меря. Не упрощаем ли мы нашу древнюю историю, когда утверждаем, что заселение мерянских земель славянами происходило мирно? Не отражает ли легенда о Китеже судьбу мерянского поселения, которое оказалось на пути пришедших сюда славян? Кстати, на ростовской земле имеются созвучные Китежу названия такие, как Кетошь, Кучебешь.
Во-вторых, Ростов стоит на берегу озера, которое вполне могло поглотить древнюю часть города и породить легенду о «невидимом» граде Китеже. В. Морохин объяснял возможное погружение Китежа в озеро существованием карста, возникающего в растворимых природными водами породах. В результате карста образуются подземные пустоты. Не знаю, возможно ли образование карста в окрестностях Ростова, но опускание дна озера Неро могло произойти по схожей причине. Или произошло нечто другое, но с теми же последствиями.
В-третьих, легенда о затоплении города объясняет причину, по которой археологические раскопки не подтверждают дату первого летописного упоминания Ростова.
Можно сделать предположение, что легенда о граде Китеже появилась гораздо раньше, чем принято считать, что чудесным образом до нас дошла одна из мерянских легенд. Позднее славяне пересказали легенду на свой лад и приурочили её к ордынскому нашествию. А на вопрос, почему легенда увязала Китеж именно с озером Светлояр, ответил тот же В. Морохин:
«Природными святынями обычно становится всё, что поражает воображение людей. Было чему удивиться человеку, который открыл Светлояр. Удивительная чистота и прозрачность воды. Необычная для в общем-то небольшого озера глубина – до 36 метров. И конечно, совсем необыкновенна красота Светлояра... Природные святыни имеют свойство переходить из рук в руки, когда сменяют друг друга живущие возле них народы, когда в фаворе оказываются другие религии. И остаются именно святынями, где люди поклоняются, пусть совсем иным, но богам».
В «ростовской версии» есть элемент историзма, которого лишены две другие версии. Меря, как и пришедшие сюда славяне, были язычниками, поклонялись камням, отсюда и название Китежа. По преданию, ростовский епископ Авраамий разрушил в Ростове каменный идол языческого бога Велеса, имя верховного жреца идола было Кича. Повторюсь: «Кит» в финно-угорских языках переводится как «камень». Наблюдается любопытная связь слов: Кит – Кича – Китеж. Не прослеживается ли здесь прямая связь Ростова с Китежем?
Вместе с тем нельзя исключить и славянское происхождение легенды о невидимом граде. Возможно, Китежем город называли меряне, а славяне тот же город называли по-своему – Ростов. Я уже писал, что легенда о Китеже имела хождение среди старообрядцев-бегунов, которых немало жило на ростовской земле, где они подвергались гонениям, и задавался вопросом: не с ними ли перекочевало предание о затопленном родниками городе с берега Неро на берег озера Светлояр?
Вопрос, где искать невидимый град Китеж, остаётся открытым, но версия с Ростовом кажется вполне убедительной. В книге о Китеже В. Морохин упоминает экспедицию, снаряжённую в семидесятые годы прошлого столетия на озеро Светлояр. Не настало ли время снарядить экспедицию для поисков града Китежа на дне озера Неро?
Учитывая местные условия, это должна быть не любительская экспедиция, а экспедиция, обеспеченная самой современной аппаратурой. История Ростова того стоит. Я в очередной раз готов повторить, что существует неразрывная связь слов и понятий Русь – Ростов – Россия.
Легенда о Китеже, скорее всего, потому и не попала в русские летописи, что это была мерянская легенда, родившаяся на берегу мерянского озера Неро.
Гость | 03.06.2011 в 07:59 | ответить0
О тайнах древнего Ростова и Рождественском острове пишет археолог Андрей Никитин, отрывок здесь www.vokrugsveta.ru/vs/article/2385/
Доктор Яро | 11.10.2011 в 23:33 | ответить0
Материал интересный.
Предлагаю публиковать новую историю, как люди губят водоём, как бюджетные деньги используют коррупционеры под соусом спасти погибающее озеро.