Никаких должностей, однако, не занимала. Нет, была одна: когда Нина Павловна трудилась в котельной, ее называли «сотрудник ЦК» (центральной котельной). В Левашово она приехала из Ярославля, вышла замуж за вдовца – механизатора Бориса Алексеевича. Он просил ее руки, стоя на коленях, в экстремальных выражениях: «Не согласишься – застрелюсь». «А вдруг и впрямь – как же тогда дети?» – подумала Нина Павловна и решилась. Она была уже немолода, Борис Алексеевич тоже, у нее сын, у него – трое, и не все сразу наладилось. Но теперь – хорошо. Парни выросли, женились, у них дети. Невестки приехали на юбилей, помогали ей стряпать. А муж сказал: «Вот тебе деньги, мать, отметь, как надо». В зале Дома культуры гости выстроились, приветствуя Нину Павловну, она прошла между ними, улыбаясь и благодаря, а Наталья Николаевна Родионова поднесла ей хлеб-соль со стихами: «Нина, словно лебедь белая плыла...» И все смотрели на нее с восхищением.
Нина Павловна деревенская, ее бабушка говорила: «Нина – корень дома, на ней он держится». Время было послевоенное, когда она начала работать, даже мешки на станции грузила. В город, как тогда водилось, устроилась нянькой, чтобы освободиться от колхозной кабалы, потом – на завод. Но жизни всегда радовалась. Ее постоянно звали на свадьбы и другие гулянья тамадой. А когда переехала в Левашово, познакомилась с Любовью Ивановной Гудковой, москвичкой, которая проводила там лето и руководила местным самодеятельным театром. Здесь таланты Нины Павловны явились в блеске: петь, танцевать, импровизировать – все могла. Театр ставил пьесы по хорошей деревенской прозе: Абрамову, Распутину – по сюжетам, которые местные артисты прочувствовали в своей жизни. Ездили на гастроли в Ярославль и Москву, их принимали хорошо.
Однажды, подметая двор, Нина Павловна поглядывала на Любовь Ивановну, которая сидела за этюдником. Та заметила и спросила: хочешь попробовать? Так впервые, в 63 года, она взяла в руки кисть. Пишет в стиле примитив. Не с натуры, а по воображению, ночами, когда громадное хозяйство дает несколько часов отдыха. Ее картины имеют успех – Любовь Ивановна отвозила их в Москву, там покупали. И постоянно ее работы можно найти на выставках народного творчества в Некрасовском и Ярославле. На этой почве подружилась с другими художницами из Левашова – Натальей Николаевной Родионовой, Лидией Сергеевной Шаляпиной и Галиной Михайловной Глазыриной из Костромы. Их пригласили в творческое объединение «Откровение», организованное при музее в поселке Некрасовское. Там состоят поэты, писатели, художники, музыканты. Ездят с концертами по местным санаториям: читают стихи, поют, устраивают выставки. Отдыхающих развлекают и сами радуются.
Хозяйственные успехи Нины Павловны надо описывать во вкусе голландских средневековых живописцев. Тут будут яркие куры, нахальные розовые поросята, упитанная корова, горы разноцветных тыкв, цветы... Но среди этого пиршества материи есть одна удивительная история про платоническую любовь крольчихи и сиамского кота. Она так на него смотрела, что вопреки природе среди ее белых деток появился один по окраске совершенно сиамский. Ветеринары не верили, но это чудо зафиксировало телевидение. Да, такое могло случиться только в энергетическом поле Нины Павловны, излучающей вокруг доброту – на людей, коров, кошек и кроликов... А если проще – денег занять, за рецептами, советами, семенами, рассадой или душу излить – все Левашово спешит к Нине Павловне. Ах, как же хорошо, что есть на свете такие женщины! И 70 лет – не возраст. Нина Павловна объяснила это стихами, которые выучила к юбилею и прочла на празднике:
«Я объявляю старости войну.
Уверенность в победе велика.
Пусть кто-то улыбнется: ну и ну!
Пусть кто-то крутит пальцем у виска.
Я душу чуть усталую свою
Бронею оптимизма окружу.
И все, что не допела – допою.
И что не рассказала – расскажу.
Болезни не сумеют одолеть.
Всем бедам говорю я громко: кыш!
И в зеркало не стану я смотреть.
Нет, старость, ты меня не победишь».