Научный руководитель Саши – Людмила Алексеевна Валевская. Она преподает в Заболотской школе историю, краеведение, обществознание и немецкий язык. В качестве куратора ее тоже пригласили в Обнинск. Финансовую сторону поездки обеспечили администрация Некрасовского района, депутат Госдумы Ярославской области В. Г. Шамин и Н. В. Золотарев, глава поселения Красный Профинтерн. Потому что сельской учительнице и крестьянскому мальчику, какие бы талантливые они ни были, без поддержки невозможно выбраться в наукоград, пусть даже он недалеко находится.
Как раз об этом, о поддержке подрастающего поколения, говорили в Обнинске ученые – академики, как для краткости называет Людмила Алексеевна профессоров, докторов и кандидатов разных наук, проводивших семинары со школьниками и учителями, сопровождавшими их. В двадцатые годы государственную заботу о беспризорниках, рассуждали академики, осуществляла ЧК: после ужасов гражданской войны их подбирали и определяли в детские дома. Теперь – после ужасов перестроечного периода – о новом поколении граждан обязаны позаботиться ученые, иначе оно пропадет для страны, пока родители бьются, зарабатывая прожиточный минимум. Да, ктото из детей, обладающий не только талантом, но и энергией, продвинется самостоятельно. Но большинству нужна помощь.
В Обнинске на конференции детям и взрослым предлагали методики для проверки и развития интеллекта. Заболотский интеллект, взращенный в условиях малокомплектной школы, оказался на высоте. Профессор Тарасов, председатель жюри в секции «Краеведение», предложил всем его членам прочесть работу Александра Малышева. И сказал, что Сашина медаль – это и Людмилы Алексеевны награда. Ей особенно дорого, что ее идея об особом отношении к сельским школам, которую все никак не может принять правительство, в Обнинске нашла полное понимание. Школьный автобус, сказали академики, это хорошо, он должен быть в каждом учебном заведении для путешествий в разные места. Но при этом школы закрывать не надо – ребенок должен учиться рядом с домом. Что касается подушевого финансирования, так те деньги, что кажутся сэкономленными сегодня, покажутся никчемными, если будут потеряны детские души.
Именно об этом работа Александра Малышева, которую так высоко ценят: о традиции земских школ, которая не должна прерваться.