Глава Мышкинского муниципального района Анатолий Геннадьевич Курицын в сопровождении 16 специалистов посетил деревню Мартыново – ту, где музей кацкарей. Это плановая инспекция: глава обходит учреждения, жители собираются в Доме культуры и задают вопросы чиновникам. Нынче население выражало желание иметь в деревне водопровод, жаловалось на грубость врачей центральной районной больницы, на расписание автобусов (в понедельник, среду и пятницу они сюда не ходят) и плохую дорогу до Платунова, где застревает транспорт. Так что автобусы с московскими туристами (по их числу Мартыново обошло в прошлом году Рыбинск и Тутаев) делают крюк через село Сера. Зато к 2008 году здесь будет гостиница, под нее собираются переоборудовать старое здание школы за счет областного бюджета.
В Мартынове, как растаял снег, быстро убрали мусор. У музея для этого есть специальные работники благодаря МУП «Социальное агентство молодежи»: оно обеспечивает зарплатой труд местных подростков. Их десять – числятся при музее, но в ДК тоже помогают: перед Пасхой навели порядок вокруг и покрасили внутри. Четверо ежедневно метут, собирают окурки, фантики, бутылки, другие чинят заборы, занимаются дровами и присматривают в сувенирном ларьке. Увы, за экспонатами тоже надо приглядывать: туристы иногда воруют утюги, коровьи колокольчики, стянули недавно дореволюционные карманные часы... «Жертва богам», – говорит директор Сергей Николаевич Темняткин: все вещи здесь доступны, а человек слаб.
Вокруг музея выложили деревянные тротуары, как в Архангельске: многочисленные экскурсии разбивали тропинки в грязь. Показывают новую экспозицию – амбар (кацкари произносят «арбан»), выстроенный в прошлом году: там демонстрируют крестьянское мельничное хозяйство.
А в окрестностях происходит весенняя жизнь: начались поджоги травы. На днях горело у деревни Парфеново за речкой Топоркой. Из Румыновки (название улицы в Мартынове) в бинокль туда глядели на большое зарево. Наконец догадались позвонить в Киндяково. Там подтвердили: поле горит. Мартыновцы поехали тушить. Опасно: четыре года назад два жителя Хороброва не смогли загасить подожженную кем-то траву на местном кладбище, и оно выгорело – деревянные кресты, ограда...
Еще в Мартыново прилетели аисты, несколько семей. Они тут двадцать лет назад обосновались. Орнитологи приезжали их изучать, сказали: переселились с Украины, из неблагополучной зоны – после Чернобыля. Гнезда устраивают на водонапорных башнях, на колокольне заброшенной церкви в Николо-Топоре. Пасутся со стадами: коровы едят траву, аисты – лягушек и мышей, разбегающихся из-под копыт.