В тутаевской школе № 5 прошёл день предпрофильной подготовки. На занятия по курсам «Путь к профессии», точных наук, «Домашняя медсестра», «Мой уютный дом» (есть ещё и «Юный лесовод», «Искусство спора»,
«Пиши правильно») собрались девятиклассники. В гости к сверстникам одной из старейших школ России приехали ребята из восьми школ сельского левобережья района. Учителя, психологи, специалисты «Дома природы» вели с ними подробный разговор о выборе профессии, об азах самостоятельной взрослой жизни.
Быть одним из мозговых центров педагогики района в этих стенах – традиция давняя. Пятая только что вступила в год своего 185-летия, её почтенная родословная идёт от приготовительного класса Романово-Борисоглебского приходского училища, открытого в 1826 году в каменном доме мещанки Беспаловой на Новинской улице. Миновало ещё три четверти столетия, прежде чем после долгих скитаний по городу училище обосновалось в том
капитально отремонтированном, получившем просторную пристройку двухэтажном здании, какое школа № 5 занимает сегодня.
Многое с тех пор изменилось в этих стенах, одно осталось неизменным – преданность делу учителей, к чьему опыту, мастер-ству и таланту в разное время присматривались не только сельские округа, но и Ярославль, и Москва. В год окончания Великой Отечественной войны директор школы, кавалер ордена Ленина Павел Николаевич Бучин выступил в столице с докладом «О прочности знаний» – фрагменты из него публиковала «Учительская газета».
В конце хрущёвской оттепели талантливый методист вышел на пенсию, почти полвека верой и правдой прослужив народному образованию. В годы демократических реформ здесь был открыт музей его памяти, а школа на нынешней улице Ушакова стала первой в истории древнего Романово-Борисоглебска именной школой. С тех пор так её и называют учителя и родители – «Школа Бучина».
Пятая не забывает своей истории, верна традициям, у каждого учителя из её команды (а почти все они выпускники ярославского педвуза) свой творческий секрет того, как добиться прочности знаний и облегчить выпускникам выбор главного дела жизни. Средний возраст педагогов здесь – сорок лет, учительских вакансий у молодого директора школы Ольги Хохловой нет, а об одной из своих самых злободневных проблем в интервью «Северному краю» она сказала так:
– По квалификации учителей, компьютерному и лабораторному оснащению мы, наверное, не уступаем и наиболее продвинутым школам больших городов. А в чём-то от нашего дальнего предка, приходского училища с его дровяным отоплением, ушли, увы, не так уж и далеко. Например, в кочегарке рубают в семи потах сложенный под навесом обледенелый уголёк четверо истопников – работка у них не позавидуешь. Как обстоят дела на романовской стороне со снабжением природным газом, который втрое дешевле угля, ваша газета перед новым годом рассказала во всех подробностях, объяснив причины задержки – недобросове-стный труд подрядчиков на укладке уличных сетей.
Межпоселковая труба, как объяснила наша собеседница, была подведена к кочегарке ещё прошлым летом. Теперь надо менять котёл, а когда это произойдёт, газовики, по словам директора школы, даже прогнозов давать не решаются. «Но мы люди терпеливые, – заметила Ольга Владимировна, – дровами наша школа отапливалась целых полтора столетия, подождём ещё, какие наши годы».