Ольга обижена и интересуется: разве может быть берег частной землёй? Ведь по закону существуют какие-то водоохранные зоны.
И ещё одна проблема. Ольга – владелица садового участка в товариществе, расположенном близ берега реки Великой в том же Некрасовском районе. Женщину и её соседей беспокоит мысль: прямо на берегу стоит водокачка, откуда берут воду для полива. А вдруг кто-то приватизирует берег и оставит людей без воды? Ведь вот на реке Соть кто-то получил в аренду двадцать километров русла...
«А можно ли самим садоводам приватизировать берег?» – спрашивает читательница.
За компетентным ответом мы обратились с запросом в областной департамент охраны окружающей среды и природопользования. А пока направили стопы в Некрасовский район.
И вот она, Солоница, с безмятежными заводями среди камышей и осоки! Сразу за мостом свернули направо и поехали искать заборы и шлагбаумы.
В поисках дач, где нашу Ольгу не пустили к берегу, обнаружили ещё несколько мест, где практически до берега установлены заборы. Но доступ к берегу оставался. А на территории «лощенковских» дач действительно на дорожке, ведущей к воде, установлен шлагбаум. На машине к берегу не подъедешь. А нужно ли это делать? Зачем? Перед глазами – карьер в Шевелюхе в Ярославле. Автомобили подъезжают прямо к берегу, отдыхающие сидят в клубах пыли. Кое-кто моет своё авто тут же, где купаются люди. Очевидно, такое активное вторжение техники в природу губительно для последней.
Мы оставили машину перед шлагбаумом и пешком пошли к реке. Причём беспрепятственно. Может, без сумок со спиртным и провизией мы внушили доверие отдыхающим?
А места здесь великолепные! Тропинка к пляжу бежит вниз среди сосен. Под откосом, в излучине Солоницы, – небольшой песчаный пятачок в окружении осоки. Рядом плавают жёлтые кувшинки. И плещутся две девчушки под надзором бабушки.
Мы не нашли здесь заборов, которые бы преграждали доступ к реке. По соседству есть ещё один дачный посёлок, где живут весьма известные ярославцы. И там охранник даже предложил нам проверить, пройти к берегу – доступ к воде свободен!
То есть всё, простите за каламбур, в русле Водного кодекса. А вот что сообщил нам директор областного департамента окружающей среды и природопользования Сергей Игнатьев:
– В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору...» река Солоница подлежит федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Контроль за соблюдением требований водного законодательства на реке Солонице находится в ведении управления Росприроднадзора по Ярославской области.
Согласно статье 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии – береговая полоса – предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться ею для передвижения (без механических транспортных средств) и пребывания на водном объекте, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Ширина береговой полосы реки Солоницы составляет 20 метров, ширина водоохранной зоны – 200 метров. Земельный участок в границах береговой полосы общего пользования может находиться в частной собственности, однако в береговой полосе не допускаются строительство и перекрытие свободного доступа к водному объекту.
Об этом же говорит Олег Балабушкин, начальник отдела водных ресурсов Верхневолжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов:
– Все водные объекты принадлежат государству, и они являются объектами общего пользования – то есть там любой может искупаться, порыбачить, причалить... Береговая полоса для рек длиной до десяти километров – пять метров, свыше – двадцать метров. И её нельзя приватизировать, так как таким образом нарушаются права третьих лиц на доступ к водоёму. Но закон обратной силы не имеет. И, возможно, когда говорится о береговой полосе, которая находится в частной собственности, имеется в виду земельный участок, приватизированный до принятия Водного кодекса, – добавляет Олег Кимович.
Хотелось бы отметить: Солоница нам не чужая – осенью прошлого года она стала «героиней» нашей заметки (номер «СК» от 29 октября 2009 года). Речь шла о том, как предприниматель Александр Вышедог, занявшийся строительством на берегу Солоницы, самовольно приступил к углублению русла. Причём без согласований с какой-либо инстанцией. А их немало – от водного отдела департамента окружающей среды до Ярославского отдела Верхневолжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов.
Товарищ, ничтоже сумняшеся, кроил русло реки высшей рыбохозяйственной категории. Вероятно, он хотел сделать берег доступным для купания или имел какие-то другие цели... Ведь рядом он собирается построить коттеджный посёлок. Две недели тяжёлая техника убирала камыши, кувшинки вместе с глиной и илом. Уничтожено более двух тысяч квадратных метров кормовой базы для крупнейшего естественного нерестилища.
В нынешнюю поездку на Солоницу мы заехали взглянуть, что там творится сейчас. Среди выжженного солнцем огромного пустыря видна манящая голубая гладь в обрамлении изумрудных камышей. И мы сразу узнали нужное нам место по изуродованной прибрежной полосе: земля вся потрескалась, словно иссохшее русло какой-нибудь африканской реки в период засухи.
А другой, нетронутый берег радовал шелестом камышей, какими-то невиданными светлорозовыми цветами с зелёными пушистыми помпонами. И белые лилии в воде. Рядом – плотик. Пока мы с фотокором исследовали русло, наш водитель ухитрился поймать на удочку двух рыбёшек.
Материал об ущербе, который нанёс Солонице предприниматель Вышедог, передали в Ярославскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Там собирались возбудить уголовное дело, в противном случае в Ярославском межрегиональном отделе госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов оформили бы административное наказание. Но, оказалось, продержав несколько месяцев материалы, природоохранная прокуратура передала это дело в Некрасовский РОВД.
Впрочем, на мой непросвещённый взгляд, ущерб от «планировки» четырёхсот метров русла меркнет перед тем, что тут будет твориться, когда в Солоницу начнут спускать стоки – пусть даже очищенные – из двухсот коттеджей, когда оттуда же станут брать воду... А ещё и отходы! Пример подобных дачных посёлков – в селе Устье Ярославского района, где берега реки Ить засыпаны мусором.
Всё же хочется отметить очевидное: сейчас идёт какое-то слишком активное, даже, сказала бы, агрессивное наступление на природные ресурсы с целью их приватизации. Земля, вода, леса с принятием соответствующих кодексов превратились в товар. И, увы, благое намерение, чтобы эти ресурсы обрели настоящего собственника, не привело к ожидаемым результатам. Арендаторы леса не хотят заниматься его восстановлением, владельцы земли не используют её по назначению и т. д. Очевидно, главное – урвать... А дальше – хоть потоп.
Гость | 16.11.2010 в 16:13 | ответить0
откуда пошло название реки Солоница?
Дмитрий | 17.11.2010 в 09:33 | ответить0
Название реки связано с многочисленными источниками солёных минеральных вод, расположенными в долине реки.
ru.wikipedia.org/wiki/Солоница_(река)