Этот интересный факт не особенно широко известен людям, не соприкасающимся с тонкостями древнерусского искусства. А между тем, оказывается, подобных икон древнейшего периода в истории русской иконописи сохранились единицы в древних и крупных городах России. И в этом ряду оказалась икона из ярославской Гавшинки! Оказывается, храм села совсем не рядовой, а даже имеет тайны в своей истории. Это известие заставило меня с большим интересом посмотреть на Спасскую церковь, на природное место, где она расположена, на историю села Гавшинка.
Ещё не так давно Гавшинка входила в состав знаменитого на всю область колхоза-миллионера «Горшиха». Мне вспоминается, как в далёком 1954 году в Медягине, центральной деревне колхоза, мы, восьмиклассники, весь сентябрь безвыездно копали картошку и сами, запрягая лошадей, на телегах отвозили её в хранилище. Это была тяжёлая и изнурительная работа для подростков. В одной избе мы жили по десять человек, спали на полу, и чуть ли не единственной нашей едой утром, в обед и вечером была картошка. Именно в том году была взорвана колокольня Спасской церкви в Гавшинке. А церковь была закрыта ещё раньше – в 1941 году.
Гавшинка – старинное село. Достоверно известно, что в XVII веке им владел боярский род Долгово-Сабуровых, а с 1640 года оно стало вотчиной Толгского монастыря. Название поселения происходит от имени Гавша, уменьшительного от имени Гавриил. В 1773 году в селе был построен каменный храм во имя Спаса Нерукотворного образа, в приход которого входили 16 деревень, многих из которых сегодня не отыщешь на карте. Церковь по русской традиции возвели на красивом возвышенном берегу речки Сонгобы. На широких открытых просторах храм было видно издалека. Прежнее название речки каким-то образом преломилось в теперешнее название Соньга, которая по-прежнему является притоком реки Ить.
Вернёмся к иконе «Спас Вседержитель». Эта икона из Музея имени Андрея Рублёва оказалась хорошо известной заведующей отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея Виктории Горшковой, которая считает образ «Спаса» на иконе загадочным, стоящим одиноко в ряду всех подобных икон. Он резко отличается от лирического образа «Спаса» (1218 год) того же времени написания из Ярославского художественного музея. «Спас Вседержитель» являет нам образ мужественный, умудрённый, жёсткий, с мускулистой благословляющей рукой. Он представлен как творец Вселенной, наделённый огромной творческой мощью.
Икона «Спас Вседержитель» принесена в дар Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублёва в 1976 году московским живописцем В. Я. Ситниковым, но только в 1985-м удалось установить, что она из села Гавшинка Ярославской области. При этом по надписи на иконе «Май 1968 г.» с большой вероятностью можно утверждать, что в этот год икона попала в руки художника. Середина шестидесятых годов характерна была и тем, что определённая часть интеллигенции, в основном творческой, устремилась в русскую глубинку спасать сохранившиеся ещё культурные ценности, главным образом иконы. Тогда были обшарены деревенские закоулки вплоть до самого Севера. Для многих это было полулегальным бизнесом, но были и те, кто действительно спасал произведения искусства для потомков. Этот коллекционный и предпринимательский бум хорошо описан в вышедшем в те годы произведении «Чёрные доски» писателя Владимира Солоухина. По всей видимости, и храмовая икона из иконостаса Спасской церкви села Гавшинка попала в то же время в руки к московскому собирателю икон от жителей села, разобравших иконы после закрытия церкви по домам.
Большой размер иконы – 83х123см – свидетельствует о том, что она действительно из иконостаса и стояла первой, справа от царских врат. Кстати, жива и вторая икона, что была слева, – «Богоматерь Толгская» XVIII века, которая сейчас находится в Толгском монастыре в иконостасе надвратной Никольской церкви. Её даровали нашему художественному музею, пояснив, что она из церкви села Гавшинка. Даровали с условием – после реставрации передать икону в Толгский монастырь. В то время Спасская церковь разрушалась на глазах, и у людей не было надежды на её возрождение. Это и стало причиной, по которой даритель просил передать икону в действующий монастырь. Возможно, обитель вернёт со временем икону «Богоматерь Толгская» в Спасский храм, для которого она была написана, так же как и монастырю вернули бережно хранимую 70 лет в музее его родовую, явленную в 1314 году чудотворную икону.
Когда в Музее имени Андрея Рублёва через два года после поступления провели раскрытие и реставрацию иконы «Спас Вседержитель», она сразу привлекла внимание специалистов своей древностью, художественной значимостью и стилистическим своеобразием. Одни исследователи относили икону к X – XI векам, другие – к XI – XIII векам или ко второй половине XIII века. Известный исследователь древнерусских икон Э. С. Смирнова в своей убедительной работе делает вывод, что икона написана в первой половине XIII века.
Осталась нераскрытой загадка: где же икона была написана? В ней присутствуют одновременно византийские и русские стилистические особенности. Если судить по иконным доскам, то и дерево, и способ обработки, и крепление частей, и небольшое углубление «ковчега» – всё это похоже на доски русских икон. Несмотря на то, что «Спас» не имеет прямых стилистических аналогов русских памятников XIII века, ряд особенностей роднит его со среднерусской художественной культурой. Если обратиться к селу Гавшинка, то нужно сказать, что места эти древние, лежащие в непосредственной близости от Ярославля и Толгского монастыря. Рядом с селом издавна пролегал старинный тракт на Данилов и Вологду. Вполне вероятно, что наш «Спас» происходит либо из Толгского монастыря, либо из деревянного храма, стоявшего в этом селе уже в XIII веке. Исследователь икон Э. С. Смирнова сомневается в том, что в ярославское село могла попасть икона, привезённая на Русь издалека. Скорее всего, «Спас» – русская икона, написанная в землях Ярославского или Ростовского княжества под впечатлением греческих произведений.
Вряд ли мы достоверно узнаем давнюю историю происхождения иконы «Спас Вседержитель» или сумеем заглянуть в глубину веков, чтобы увидеть там, каким было тогда село Гавшинка. Но нераскрытая тайна будет пробуждать в нас интерес к истории своего края.