Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 июля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/20521/
рубрика: Область
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА
Чем ближе мы к тысячелетию Ярославля, тем больше масштаб этого события заслоняет от нас другие, меньшие, но тоже значимые юбилеи. Ведь Ярославия – не только губернский центр, есть другие города и посёлки со своей славной историей. Правда, зачастую они всё равно неразрывно связаны с центром, вращаются в его орбите, как планеты вокруг Солнца. К таким местам относится и село Диево-Городище в Некрасовском районе, 600-летие которого отмечали в минувшую субботу. Празднования проходили в полном соответствии с программой наших дней: сначала культурные мероприятия, затем – народные гулянья. Последние в виде концерта, дискотеки и фейерверка ничем от других не отличались. Что же касается «первой части программы», о ней стоит поговорить особо...
ГОРОДИЩЕ
С БОЖЬИМ ИМЕНЕМ
Если быть точным, то Диево-Городище – ровесник Ярославлю. На том месте, где в восточной части села, на слиянии рек Шиголости и Волги стоит Троицкий храм, в десятом веке находилось поселение фино-угорского племени, родственное тому, что покорил Ярослав Мудрый со своей дружиной. Разница заключается в том, что князь на волжской Стрелке основал город, а бывшему языческому городищу ещё долго пришлось оставаться безвестным населённым пунктом. Лишь спустя четыреста лет оно удостоилось упоминания в летописях.
В пятнадцатом веке князья Диевы основали здесь укреплённый городок, тем самым дав ему своё имя. Это одна версия историков. Другая же отталкивается от более древних времён. «Дием» или «Деем» именовалось верховное языческое божество. И идол, посвящённый ему, мог находиться на капище Городища. Пришедшие на эту землю князья просто взяли его в качестве прозвища, чтобы подчеркнуть своё «божественное» происхождение. Кстати, на французском «Die» по сей день означает «Бог». Русским же досталось другое однокоренное слово высокого полёта – «деяние».
Режиссёр Павел Лунгин в фильме «Царь» рассказал о митрополите Московском Филиппе (Колычеве), в годы опричнины пытавшемся обуздать жестокий нрав Ивана IV и за это пострадавшем. Тогда Филипп (в миру Фёдор), служивший игуменом в Соловецком монастыре, принял предложение дружившего с ним с детства царя и возглавил Русскую православную церковь.
Правда, с условием: Иван прекратит бесчинства опричников. И царь сначала сдержал слово. Укрощение буйств всадников с собачьими головами у стремени принесло митрополиту народную любовь. Однако идиллия длилась недолго. Грозный в пьяном виде с опричниками ввалился в Успенский собор Кремля и потребовал у Филиппа благословения. Митрополит отказался, за что был обвинён в измене и сослан. В глухой монастырской ссылке у Филиппа открылся дар предвидения. Убедившись, что народная любовь к опальному митрополиту только усиливается, царь приказывает Малюте Скуратову задушить его... Позже Русская православная церковь канонизировала Филиппа Колычева.
А причём здесь Диево-Городище, спросите вы. Дело в том, что Филипп Колычев – наш земляк: в XVI веке усадьба Колычевых находилась в непосредственной близости от Городища, в Песках. Более того, вся западная часть села принадлежала как раз этому древнему боярскому роду.
Сейчас здесь стоит удивительной красоты церковь, видная с Волги: храм иконы Смоленской Божией Матери. Эту чудотворную икону, прошедшую вместе с русским ополчением против польских оккупантов всю Великую смуту, подарил в XVII веке тогда ещё деревянному храму боярин Колычев. Позже, в XIX веке, её заменил список, который по сей день находится в храме и тоже считается чудотворным.
Но ещё большее потрясение испытываешь внутри церкви: потемневшие оклады икон, низкие своды с фресками и непередаваемое чувство намолённого места... Всё это изымает из суеты XXI века и погружает в неторопливый вневременной поток, из которого не хочется выходить.
Об атмосфере таких мест лучше всего сказал русский православный философ Василий Розанов: «Да что же и дорого-то в России, как не старые церкви? Уж не канцелярии ли? Или не редакции ли? А церковь старая-старая, и дьячок «не очень»... А тепло только тут. Отчего же тут тепло, когда везде холодно? Хоронили тут мамашу, братцев, похоронят меня, будут жениться дети, всё тут... Всё важное... И вот люди надышали Тепла».
Когда приехавшие на праздник в Диево-Городище зашли в храм, там крестили младенцев. Линия жизни не прерывается. В 1994 году храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Позже он дал благословение режиссёру Лунгину на съёмки фильма «Царь»...
НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ
Линия жизни не прервалась и в краеведческом музее, расположившемся в старинном купеческом особняке Цветковых. Музей занимает второй этаж, на первом находится местная власть – сельская администрация.
Красную ленточку у входа разрезала её глава Татьяна Жеребора. В одиночку, что привело меня в некоторое недоумение: ожидалось, что это будет сделано как минимум вместе с представителями районных властей, коих замечено не было.
Пожалуй, это был единственный двусмысленный момент в мероприятии. Хотя, если честно, «мероприятием» нельзя назвать и открытие, и последующую за ним замечательную экскурсию Дмитрия Кшукина, ярославского архитектора, местного краеведа и патриота, потомка диево-городищенской купеческой династии Тарасовых.
Вроде бы ничего особенного: обычный краеведческий музей: утюги, прялки, фотографии дореволюционной поры и работы, подаренные ярославскими художниками Адамом Шмидтом и Николаем Хватовым. Обычный, да не совсем.
Как и само село: ухоженное, расположенное на берегу Волги, оно не только является любимым местом кинорежиссёров (где ещё найдёшь самобытную натуру, не испорченную цивилизацией и не убитую последующей разрухой?), но и краем обетованным для богатых дачников. Вдоль Волги в конце исторической части села в ряд вытянулись новенькие, прямо как с картинки, коттеджи. В посёлке Пески, что на другом берегу Шиголости, таких домов уже несколько улиц.
Постоянных жителей в Диеве наберётся человек триста. В дачный же сезон его народонаселение возрастает до нескольких тысяч.
Рост строительства радует местных мужиков: это неплохой заработок. Пожалуй, это единственная из сохранившихся дореволюционных профессий. Диевские мужики были хорошими каменщиками, кровельщиками и малярами, уходили на «отхожий промысел» в Москву и Санкт-Петербург. (Кстати, именно местные умельцы в 1826 году перестраивали звонницу Введенского собора Толгского монастыря.)
Пожалуй, это всё. Ни тебе наследников картофелетёрочного завода компании «Понизовкин и сыновья» (филиала обанкротившегося предприятия на нынешнем Красном Профинтерне), ни мануфактуры XIX века, ставшей в советские времена швейной фабрикой имени поэта Некрасова, ни производства глиняной игрушки, а уж тем более плетения корзин.