Не знаю, почему нам приглянулась именно свалка в селе Устье Ярославского района. Может, потому, что рядом со столба на свалку высокомерно смотрел аншлаг местной гостиницы с претенциозным названием «Европа»? А может, потому, что староста села Любовь Белавина пожалела жителей соседних избушек: женщины-де только разберут эту свалку, а дачники вновь накидают – прямо из окна автомобиля.
И нам стало жалко местных жителей. Здесь, на селе, пытались решить проблему сбора мусора. На большой железный бункер собираться не стали – как-никак он стоит почти четыре тысячи рублей. А вот на благоустройство сельских улочек по сто рублей и по тридцать рублей на вывоз отходов собрать попытались. Но почему-то далеко не все дачники на такую малость скинулись, хотя, судя по двух-трёхэтажным коттеджам, отдыхают здесь люди далеко не бедные. Так и затихло всё. А свалка – на самом въезде. Такое вот лицо села получается.
В начале нашего разговора эколог Анатолий Дунаев сразу же выступил с громким пророчеством: мы погибнем не от какой-либо глобальной катастрофы. Мы просто будем погребены собственными отходами.
Анатолий Сергеевич знает, что говорит. Он – председатель комитета экологического нормирования областного департамента охраны окружающей среды и природопользования.
Наверное, проблема – как не оказаться погребёнными под мусором – остро встала в Ярославской области. Недаром не так давно в департаменте собрались учёные, главы районов, руководители заинтересованных коммунальных предприятий. Тема совещания, как было заявлено, – ознакомиться с различными механизмами сбора отходов, которые применяются в нашем регионе. Ну, насчёт «различных механизмов» – это, наверное, громко сказано. Хотя, может быть, различие и есть, особенно в сельской местности: в одной деревне жители сваливают мусор в овраг, в другой – на лесной поляне, а в третьей – прямо на въезде в село, как в нашем Устье.
Это грустная шутка. На деле в регионе действительно что-то пытаются делать. О мусоросортировочной станции в Ярославле мы все наслышаны. Правда, лишь десятая часть поступающих сюда отходов – бумага, пластик, металл – получает как бы вторую жизнь, вовлекается вторично в производство. Доводилось писать и о проекте, который осуществляется сейчас в Переславле совместно с немцами. Здесь речь идёт о вовлечении в производство уже сорока процентов отходов. В Западной Европе, кстати, это пятьдесят процентов. Представьте, половина того, что мы выбрасываем в мусорные контейнеры и что потом утрамбовывается на полигоне для твёрдых бытовых отходов (ТБО), в Европе вновь используют после переработки!
Но это «разнообразие» механизмов, которое можно назвать робкими шагами к цивилизованному обращению с отходами, в Ярославской области оказывается неэффективным, если не решается вопрос об их раздельном сборе.
А что же всё-таки делать в сельской местности? То же самое, утверждает Анатолий Дунаев, – приучать население к раздельному сбору экономического ресурса. Ведь у какого человека, по духу рачительного хозяина, повернётся язык назвать отходом бумагу, стекло, металл или пластик? Дунаев утверждает:
– Работа такая набирает обороты. Разработана стратегия. Это минимизация образования ТБО, раздельный сбор и недопущение попадания на полигон для ТБО экономического ресурса и отходов производственной деятельности. У глав муниципальных районов есть понимание вопроса и у бизнеса тоже.
Раздельный сбор позволит снизить загруженность полигонов. А создание сети предприятий по приёму вторсырья – прекрасная возможность для рентабельного малого и среднего бизнеса.
Анатолий Дунаев похвалил работу, которую проводят в ряде поселений Угличского района. Там решается вопрос о вывозе мусора по графику. Это всё-таки дешевле, чем потом убирать несанкционированные свалки или главам сельских поселений оплачивать штрафы. А ещё Анатолий Сергеевич посоветовал ознакомиться с новшествами в Рыбинском районе. Мы последовали совету и побывали на местах сбора отходов в садоводческих товариществах и населённых пунктах этого района. Об этом – следующий материал.